Пластмассы прочно вошли в нашу жизнь. Во многих случаях пластмассовые детали оказываются удобнее, легче, дешевле, а иногда и прочнее металлических. Но ничего вечного не бывает. Конечно, сломанную деталь проще всего заменить. А если это невозможно, имеет смысл попробовать отремонтировать.
Ремонт сломанных пластмассовых деталей чаще всего советуют проводить с помощью сварки. Качественно выполненная сварка дает прочный, а после соответствующей обработки – практически незаметный шов.
К сожалению, сварка применима далеко не всегда. Значительная часть пластмасс, применяемых в промышленности, относится к реактопластам и не сваривается в принципе. Очень трудно сваривать тонкие пластмассовые детали сложной формы, которые при нагреве легко коробятся. Да и вообще выполнить хорошую сварку непросто. Стоит чуть недогреть – и шов получится хрупким, чуть перегреть – и пластмасса детали начнет разрушаться.
Поэтому в домашних условиях более целесообразно сломанную пластмассовую деталь склеить. Все этапы работы рассмотрим на примере одной из пластмассовых деталей внутренней облицовки салона автомобиля.
Обломанным оказался край тонкой пластмассовой пластины, через отверстие в которой деталь крепилась к кузову. Толщина пластины около миллиметра. Сварка сразу отпала, так как при нагреве до температуры плавления тонкая пластина неминуемо покоробится. Попробуем склеить!
Пластмассы, использующиеся для изготовления деталей, чрезвычайно многообразны. В промышленности используется несколько десятков различных видов пластмасс, каждый из которых имеет свои физические и химические свойства. Поэтому перед началом ремонта следует определить тип пластмассы, из которого изготовлена деталь.
Как определить тип пластмассы?
Если размер не слишком мал, то достаточно внимательно ее осмотреть. Где-нибудь в укромном месте с внутренней стороны обязательно обнаружится несколько букв – код материала детали. Рядом может быть нанесена дата изготовления, а для деталей автомобиля – номер детали по каталогу запасных частей.
Если деталь импортного производства, то обозначение, скорее всего, будет нанесено внутри или рядом с кодом переработки – треугольником из трех замкнутых друг на друга стрелок.
Коды буквенного обозначения пластмасс стандартизированы. Чаще всего встречаются:
ABS - акрилонитрилбутадиенстирол (очень широко распространенный материал, особенно для крупных деталей внешней и внутренней отделки автомобилей, корпусов бытовой техники, игрушек)
PA – полиамид (благодаря износостойкости, особенно с добавками графита, талька, стекловолокна, масла широко применяется для изготовления трущихся деталей, шестеренок редукторов)
PC – поликарбонат (прозрачный полимер, используемый при изготовлении линз, компакт-дисков, рассеивателей фар и фонарей, также широко распространен сотовый поликарбонат в виде листов с ячеистой структурой)
PE – полиэтилен (упаковочная пленка, ящики, канистры, садовый инвентарь, водопроводные и канализационные трубы, игрушки)
PP – полипропилен (упаковочная пленка, мешки, канализационные трубы, одноразовая посуда)
PUR – полиуретан (подошва обуви, отбойники амортизаторов, другие упругие детали с высокой износостойкостью)
Другие обозначения можно найти в полном списке условных обозначений технических пластмасс по стандарту ISO 1043-1.
Встречаются и комбинированные типы. Например, на ремонтируемой детали оказалась маркировка ABS+PC.
Смесь АБС-пластика и поликарбоната широко используется именно для изготовления деталей автомобиля, так что ошибки нет.
Какую пластмассу можно склеивать?
Инженер-технолог промышленного производства скажет, что склеивать можно любую пластмассу. Но он также скажет, что пластмассы делятся на три группы:
- легкосклеиваемые, требующие минимальной подготовки поверхности: АБС-пластик (ABS, MABS), полиакрилат (PAK), поликарбонат (PC), пластики на основе целлюлозы (СА, CAB, САР, CN, СР, СТА), поливинилхлорид непластифицированный (PVC-U), пластики на основе эпоксидной смолы (EP)
- условно легкосклеиваемые, требующие минимальной подготовки поверхности и выбора специального клея или грунта: некоторые сорта полиамида без наполнителей (PA), полистирол (PS), поливинилхлорид пластифицированный (PVC, PVC-C), полиэфирные пластики (PEEK, PEEST, PEI, РЕК, PESU, PEUR)
- трудносклеиваемые, требующие специальной физико-химической подготовки поверхностей: полиформальдегиды (CF, FF, MF, PF, UF), ударопрочный полистирол (PS-HE), полипропилен (PP), полиэтилен (PE), полиамиды (PA)
В домашних условиях имеет смысл ремонтировать детали из пластмасс первой и, иногда, второй группы. Например, прекрасно клеится полистирол, если использовать клей на основе дихлорэтана или толуола (клей для пластмассовых моделей).
Ремонтируемая деталь из смеси АБС-пластика и поликарбоната также относится к группе легкосклеиваемых деталей и хорошо клеится практически любым универсальным клеем. В данном случае максимальную прочность шва обеспечит эпоксидный клей ЭДП, произведенный в г. Дзержинске.
Клей готовится в соответствии с инструкцией (10-12 частей отвердителя на 100 частей смолы). Очень удобно смешивать эпоксидную смолу в полипропиленовом одноразовом стаканчике. Эпоксидка обладает к полипропилену весьма слабой адгезией, поэтому застывшие остатки из стакана легко удаляются. Да и выкинуть такой стаканчик тоже не жалко.
Как подготовить поверхности к склеиванию?
При подготовке пластмассовых деталей к склейке правильнее всего следовать инструкции по склеиванию, прилагаемой к клею. В общем случае подготовка заключается в зачистке поверхностей мелкой наждачной бумагой и обезжиривании органическим растворителем. Для пластмассы лучше использовать этиловый спирт, так как в бензине или ацетоне некоторые пластмассы могут растворяться или набухать, что снизит прочность клеевого шва.
Эпоксидный клей наносится тонким слоем на одну или обе склеиваемые поверхности, детали совмещаются и фиксируются. В отличие от контактных клеев, эпоксидная смола не требует сильного давления, фиксацию соединения можно обеспечить, прихватив детали нитками, резинками или бельевыми прищепками. Через 1-2 часа фиксирующие приспособления следует снять. Во-первых, позднее оторвать их будет гораздо более проблематично. А во-вторых, окончательная полимеризация эпоксидной смолы без внешнего давления не позволит образоваться в шве внутренним напряжениям.
Склейка пластмассовых деталей с усилением
При склейке тонких деталей встык даже самый лучший клей не сможет обеспечить достаточную прочность клеевого соединения. Дело в том, что прочность шва зависит от площади соприкосновения деталей. В данном случае соприкасаются обломки детали только по тонкой поверхности разлома. Здесь целесообразно применить усиливающую накладку, тем более, что место склейки находится не на виду.
Если обломки удастся найти, то работа упрощается. Для начала обломки следует постараться приклеить на место любым подходящим клеем. Можно использовать моментальный цианакрилатный клей «Секунда» или контактный полиуретановый «Момент».
После этого из бумаги делается выкройка усиливающей накладки. Особой точности здесь не требуется, так как накладка потом обрабатывается по месту.
Для накладки лучше всего использовать стеклотекстолит, можно даже фольгированный. Это очень прочный и стойкий материал на основе эпоксидной смолы. Толщина накладки выбирается исходя из размеров детали, в данном случае достаточно 1.5 мм. Резать стеклотекстолит удобно ножовкой по металлу или отрезным диском ручного гравера. Крупные детали можно вырезать углошлифовальной машинкой («болгаркой»).
Приклеивается накладка обычным способом с выдержкой для окончательной полимеризации эпоксидной смолы не менее 24 часов. Окончательная обработка накладки по контуру детали производится напильником или фрезами гравера.
Усиленная таким образом пластмассовая деталь по прочности значительно превосходит исходную.
Комментарии
Если клей Момент был полиуретановым, то пожалуй вы испробовали все типы доступных клеев. Вы не сказали какого размера лошадка. Если достаточно крупная, то можно попробовать механически соединить подходящим крепежом. Ну или попробовать сварку.
Эпоксидной смолой с усилением стеклотекстолитовыми или алюминиевыми накладками, как описано в статье. Ну или скрепить через накладки болтиками.
Я слабо представляю, что такое замок, на котором держится горка. Да и вообще, не видя изделие что-то советовать трудно.
Восстановить можно практически все. Если уж не склеить, что может быть проблематично, то изготовить что-то похожее из металла и скрепить механически. Главное, чтобы прочно и безопасно.
Вентилятор фена сделан, скорее всего, из полиэтилена. Это трудносклеиваемая пластмасса, доступными клеями она практически не клеится, да еще если учесть последующую работу в условиях вибрации и повышенной температуры. К тому же при склеивании будет очень трудно добиться нормальной балансировки, чтобы не было биения при работе. Думаю, поможет только замена детали.
Вопрос такой, чем усилить конструкцию?
Хочу внутри по загибу проклеить вот никак не придумаю.
Мне кажется, что вам на месте это виднее, исходя из конструкции столика, имеющихся материалов и навыков работы с инструментами.
Если говорить о склейке, то в статье все написано. Попытайтесь определить тип пластика по маркировке и, если он клеится, то клейте. Усиливать тем, что имеется - деревянными брусками, алюминиевым профилем, стеклотекстолитом. Если не клеится, то на винты или шурупы.
Стропу пропитать и проклеить по периметру белого загиба например, а теперь боюсь браться прям..
Есть клеи специально для полипропилена, ими трубы водопроводные склеивают. Но, судя по их консистенции, для пропитки они тоже вряд ли пригодны.
Можно попробовать приклеить клеевым пистолетом усиливающую текстолитовую накладку (получится как уже пропитанная стропа).
И как вы прокомментируете эффект усиления прочности склеивания пластмассовых деталей Моментом за счет применения (посыпания) обыкновенной соды, как на этом видео https://www.youtube.com/watch?v=tlsH3hF3VIg ?
Я не думаю, что возможно найти какой-либо доступный бытовой материал, свойства которого в этом случае подойдут. Нагрузки там, как я могу судить по своим любительским конькам, могут достигать десятка килограммов и более. Вряд ли что-то, чем можно залить, выдержит. Это же относится и к соде с цианакрилатом.
По-моему, на видео вполне приемлемый вариант починки. Клеит он клеем Contact Cement, по составу это похоже на наш полиуретановый клей момент. Белый пластик - скорее всего, поливинилхлорид, далее кожа и сверху черный нейлон. Прошить можно в швейной мастерской, там есть специальные швейные машины. Там же могут поставить металлические люверсы подходящего размера.
Это полиамид.Где-то читал,что нужна муравьиная кислота,но ее не купишь.
Если поверхность склейки достаточная и нет больших нагрузок, можно попробовать эпоксидную смолу или цианакрилат.
Ищите обозначение пластика, а потом уже смотрите к какой группе он относится и можно ли его вообще клеить. Но тут, скорее всего, ничего не получится. Патрубок работает под давлением, при высокой температуре и вибрации, так что надежность склейки в любом случае невелика будет.
Можно попробовать сварку с присадкой прутком, но без опыта это не получится. Так что наиболее реально просто заменить.
Определить приблизительно тип пластмассы при некотором опыте можно по виду, весу, упругости, виду излома и т.д., но заочно это не решается. Так что могу посоветовать только пробовать. Склейте пару кусочков, через сутки точно будет понятно - держится или нет.
Цианакрилатный суперклей для адгезии точно не лучшая идея. От многих видов пластика он также отваливается, и этот перечень от эпоксидки не сильно отличается.
Если нет опыта реставрационных работ, то почти наверняка будет только хуже.
Но попробовать можно, решение за вами. Я бы попробовал засыпать мелкими опилками АБС, смачивая их по месту дихлорэтаном или ацетоном. Потом аккуратное шлифование и полирование. Но это если поверхность гладкая. Если же текстурная, то восстановить до незаметности гораздо сложнее.
Подскажите пожалуйста как заклеить/запаять пластиковую пленку (материал похож на пластиковую пленку/клеенку, но не очень эластичный, немного хрупкий, толщиной как плотная клеенка)
рис. https://yadi.sk/i/3Uxs2SD63MDx4K
1. там под пленкой паралон, т. е. нет твердой основы
2. пленка по линии разрыва стыкуется без нахлеста
Спасибо!
Помню такую пленку, раньше довольно широко применялась. К сожалению точно название материала подсказать не могу, а под рукой образца нет, чтобы поэкспериментировать.
Возможно, что это поливинилхлорид, он как раз с течением времени, особенно под действием солнечного света становится вот таким негибким и хрупким. Если это действительно он, то клеится легко. В данном случае больше подойдет эластичный полиуретановый клей типа Момент. Основная проблема будет именно в технике склеивания, так как запаса материала нет, да и прижать с обратной стороны почти невозможно. Скорее всего, потребуется делать подкладки-заплатки с обратной стороны на разрывы. На последний большой разрыв по шву приклеить сначала изнутри с одной стороны, а потом пытаться с другой как уж получится.
Сваривать, думаю, не вариант. Опять-таки, нет запаса материала, будут проблемы с подбором подходящего инструмента с регулируемой температурой и поддержкой с обратной стороны. Тут шансов испортить гораздо больше.
Это же деталь газобалонного оборудования для автомобиля? Судя по фото в интернете, похоже на обычный АБС-пластик, клеится практически чем угодно - эпоксидка, полиуретановый клей.
Только потом не спрашивайте, как новую машину купить, если из-за утечки газа эта сгорит.
Там обычно АБС или что-то подобное. Практически чем угодно. Лучше эпоксидная смола, если позволяет конструкция, то с усилением полосками стеклотекстолита.
Не видя материал ручки и ее конструкцию, сказать что-то затруднительно, только предполагать.
Думаю, что там ударопрочный полистирол, материал плотный и относительно вязкий. Наверное, хорошо держит удары, но вот от нагрузок на растяжение и изгиб довольно быстро накапливает трещины и ломается. И он действительно трудно клеится, адгезия никакая. Наверное, тут проще попробовать механическое соединение, накладку изнутри ручки какую-нибудь из алюминиевой пластинки с креплением винтами.
Но все зависит от того как именно треснула. Критичны по размерам и обработке тут только сферы на концах. Я бы восстанавливал механически. Например, сделав среднюю часть из алюминия или отлив из эпоксидной смолы, с выведенными в сторону резьбовыми шпильками подходящего диаметра. А на них уже можно накрутить пластмассовые остатки со сферами, просверлив по оси и нарезав резьбу. Но все зависит от того как именно треснула.
Это стеклонаполненный полиамид. Можно клеить муравьиной кислотой 95%. Надежность склейки зависит от формы детали, места трещины, нагруженности детали, это дистанционно не оценить.
Это полиэтилен высокой плотности. В домашних условиях склеить практически нереально, никакие общедоступные клеи не берут вообще.
Только сваркой с присадочным прутком, но тут нужен опыт. И крайне желательно, так как это детская площадка, оценить последствия возможного разрушения под ребенком.
Можно тем же дихлорэтаном, но редкими точками, чтобы потом можно было расколоть снова. Я бы еще попробовал термоклеевым пистолетом, также прерывистым швом, он легко разделяется потом скальпелем.
Многое зависит от вида трещины, ее расположения, возможности фиксации во время склейки. Но с точки зрения неспециалиста в хоккейных аксессуарах, клеить такую нагруженную и критичную для безопасности человека деталь не стоит.
Для починки плойки BaByliss Pro достаточно отпавшую деталь, с помощью которой на плойку закручивается волос, приклеить обратно на свое место (какой клей точно использовать не могу сказать).
https://i.imgur.com/PhAk5Dc.jpg
Подскажите, чем можно склеить, сохранив функцию поворота?
Судя по виду, да и вообще по месту применения, это АБС-пластик или что-то подобное. Клеить практически чем угодно - эпоксидная смола, полиуретановый клей, цианоакрилат.. А как клеить вам по месту виднее. Я на фото вообще не очень понимаю что относительно чего поворачивается.
Хотела добавить фото, но не знаю как его прикрепить)
По описанию вашей проблемы могу посоветовать - подобрать подходящий клей, который может склеить пластик того места, куда вставляется ящик. И потом отломавшийся кусок пластика приклеить на место. После этого крошиться дальше он перестанет.
Подскажите пожалуйста!!
Материал клапанной крышки PA66GF35, нужно склеить два трещину. Подскажите пожалуйста каким клеем?
СПАСИБО Вам огромное!!
Это стеклонаполненный полиамид. Можно клеить муравьиной кислотой 95%.
Склеить клеем, которым клеится материал большой неваляшки времен СССР.
Да уж, капитально разрушилось. Если цель восстановить работоспособность без оглядки на внешний вид, то я бы ставил усиление алюминием или стеклотекстолитом с механическим креплением широко по ободу. Или заливкой эпоксидкой также с армированием стеклотканью с захватом по ободу. Чисто клеем врядли получится, там же напряг при закрывании для прижима уплотнения. Иначе только менять.
Клеем, который клеит пластик пластиковой части, которая вокруг нагревателя у плойки для завивки волос (афро-кудри).