Homo habilis. Журнал для умелых людей

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Суперклей Krazy Glue

Mike Mozart, flickr.com CC BY

Пластмассы прочно вошли в нашу жизнь. Во многих случаях пластмассовые детали оказываются удобнее, легче, дешевле, а иногда и прочнее металлических. Но ничего вечного не бывает. Конечно, сломанную деталь проще всего заменить. А если это невозможно, имеет смысл попробовать отремонтировать.

Ремонт сломанных пластмассовых деталей чаще всего советуют проводить с помощью сварки. Качественно выполненная сварка дает прочный, а после соответствующей обработки – практически незаметный шов.

К сожалению, сварка применима далеко не всегда. Значительная часть пластмасс, применяемых в промышленности, относится к реактопластам и не сваривается в принципе. Очень трудно сваривать тонкие пластмассовые детали сложной формы, которые при нагреве легко коробятся. Да и вообще выполнить хорошую сварку непросто. Стоит чуть недогреть – и шов получится хрупким, чуть перегреть – и пластмасса детали начнет разрушаться.

Поэтому в домашних условиях более целесообразно сломанную пластмассовую деталь склеить. Все этапы работы рассмотрим на примере одной из пластмассовых деталей внутренней облицовки салона автомобиля.

сломанная пластмассовая детальОбломанным оказался край тонкой пластмассовой пластины, через отверстие в которой деталь крепилась к кузову. Толщина пластины около миллиметра. Сварка сразу отпала, так как при нагреве до температуры плавления тонкая пластина неминуемо покоробится. Попробуем склеить!

Пластмассы, использующиеся для изготовления деталей, чрезвычайно многообразны. В промышленности используется несколько десятков различных видов пластмасс, каждый из которых имеет свои физические и химические свойства. Поэтому перед началом ремонта следует определить тип пластмассы, из которого изготовлена деталь.

Как определить тип пластмассы?

Если размер не слишком мал, то достаточно внимательно ее осмотреть. Где-нибудь в укромном месте с внутренней стороны обязательно обнаружится несколько букв – код материала детали. Рядом может быть нанесена дата изготовления, а для деталей автомобиля – номер детали по каталогу запасных частей.

Если деталь импортного производства, то обозначение, скорее всего, будет нанесено внутри или рядом с кодом переработки – треугольником из трех замкнутых друг на друга стрелок.

Коды буквенного обозначения пластмасс стандартизированы. Чаще всего встречаются:

ABS - акрилонитрилбутадиенстирол (очень широко распространенный материал, особенно для крупных деталей внешней и внутренней отделки автомобилей, корпусов бытовой техники, игрушек)

PA – полиамид (благодаря износостойкости, особенно с добавками графита, талька, стекловолокна, масла широко применяется для изготовления трущихся деталей, шестеренок редукторов)

PC – поликарбонат (прозрачный полимер, используемый при изготовлении линз, компакт-дисков, рассеивателей фар и фонарей, также широко распространен сотовый поликарбонат в виде листов с ячеистой структурой)

PE – полиэтилен (упаковочная пленка, ящики, канистры, садовый инвентарь, водопроводные и канализационные трубы, игрушки)

PP – полипропилен (упаковочная пленка, мешки, канализационные трубы, одноразовая посуда)

PUR – полиуретан (подошва обуви, отбойники амортизаторов, другие упругие детали с высокой износостойкостью)

Другие обозначения можно найти в полном списке условных обозначений технических пластмасс по стандарту ISO 1043-1.

Загрузка...

Встречаются и комбинированные типы. Например, на ремонтируемой детали оказалась маркировка ABS+PC.

маркировка пластмассы АБС-пластик и поликарбонат

Смесь АБС-пластика и поликарбоната широко используется именно для изготовления деталей автомобиля, так что ошибки нет.

Какую пластмассу можно склеивать?

Инженер-технолог промышленного производства скажет, что склеивать можно любую пластмассу. Но он также скажет, что пластмассы делятся на три группы:

- легкосклеиваемые, требующие минимальной подготовки поверхности: АБС-пластик (ABS, MABS), полиакрилат (PAK), поликарбонат (PC), пластики на основе целлюлозы (СА, CAB, САР, CN, СР, СТА), поливинилхлорид непластифицированный (PVC-U), пластики на основе эпоксидной смолы (EP)

- условно легкосклеиваемые, требующие минимальной подготовки поверхности и выбора специального клея или грунта: некоторые сорта полиамида без наполнителей (PA), полистирол (PS), поливинилхлорид пластифицированный (PVC, PVC-C), полиэфирные пластики (PEEK, PEEST, PEI, РЕК, PESU, PEUR)

- трудносклеиваемые, требующие специальной физико-химической подготовки поверхностей: полиформальдегиды (CF, FF, MF, PF, UF), ударопрочный полистирол (PS-HE), полипропилен (PP), полиэтилен (PE), полиамиды (PA)

В домашних условиях имеет смысл ремонтировать детали из пластмасс первой и, иногда, второй группы. Например, прекрасно клеится полистирол, если использовать клей на основе дихлорэтана или толуола (клей для пластмассовых моделей).

Ремонтируемая деталь из смеси АБС-пластика и поликарбоната также относится к группе легкосклеиваемых деталей и хорошо клеится практически любым универсальным клеем. В данном случае максимальную прочность шва обеспечит эпоксидный клей ЭДП, произведенный в г. Дзержинске.

эпоксидный клей ЭДП

Клей готовится в соответствии с инструкцией (10-12 частей отвердителя на 100 частей смолы). Очень удобно смешивать эпоксидную смолу в полипропиленовом одноразовом стаканчике. Эпоксидка обладает к полипропилену весьма слабой адгезией, поэтому застывшие остатки из стакана легко удаляются. Да и выкинуть такой стаканчик тоже не жалко.

Как подготовить поверхности к склеиванию?

При подготовке пластмассовых деталей к склейке правильнее всего следовать инструкции по склеиванию, прилагаемой к клею. В общем случае подготовка заключается в зачистке поверхностей мелкой наждачной бумагой и обезжиривании органическим растворителем. Для пластмассы лучше использовать этиловый спирт, так как в бензине или ацетоне некоторые пластмассы могут растворяться или набухать, что снизит прочность клеевого шва.

Эпоксидный клей наносится тонким слоем на одну или обе склеиваемые поверхности, детали совмещаются и фиксируются. В отличие от контактных клеев, эпоксидная смола не требует сильного давления, фиксацию соединения можно обеспечить, прихватив детали нитками, резинками или бельевыми прищепками. Через 1-2 часа фиксирующие приспособления следует снять. Во-первых, позднее оторвать их будет гораздо более проблематично. А во-вторых, окончательная полимеризация эпоксидной смолы без внешнего давления не позволит образоваться в шве внутренним напряжениям.

Склейка пластмассовых деталей с усилением

При склейке тонких деталей встык даже самый лучший клей не сможет обеспечить достаточную прочность клеевого соединения. Дело в том, что прочность шва зависит от площади соприкосновения деталей. В данном случае соприкасаются обломки детали только по тонкой поверхности разлома. Здесь целесообразно применить усиливающую накладку, тем более, что место склейки находится не на виду.

Если обломки удастся найти, то работа упрощается. Для начала обломки следует постараться приклеить на место любым подходящим клеем. Можно использовать моментальный цианакрилатный клей «Секунда» или контактный полиуретановый «Момент».

восстановление пластмассовой детали

После этого из бумаги делается выкройка усиливающей накладки. Особой точности здесь не требуется, так как накладка потом обрабатывается по месту.

выкройка усиливающей накладки

Для накладки лучше всего использовать стеклотекстолит, можно даже фольгированный. Это очень прочный и стойкий материал на основе эпоксидной смолы. Толщина накладки выбирается исходя из размеров детали, в данном случае достаточно 1.5 мм. Резать стеклотекстолит удобно ножовкой по металлу или отрезным диском ручного гравера. Крупные детали можно вырезать углошлифовальной машинкой («болгаркой»).

Приклеивается накладка обычным способом с выдержкой для окончательной полимеризации эпоксидной смолы не менее 24 часов. Окончательная обработка накладки по контуру детали производится напильником или фрезами гравера.

восстановленная пластмассовая деталь с усиливающей накладкой

Усиленная таким образом пластмассовая деталь по прочности значительно превосходит исходную.

 

Комментарии  

#1 Елена 27.11.2015 14:41
Подскажите, пожалуйста, чем можно приклеить отломанную от пластмассовой лошадки ногу? Пробовала суперклеем момент, эпоксидкой и секундой. Не склеилось.
Цитировать
#2 Юрий Макаров 27.11.2015 17:40
Цитирую Елена:
Пробовала суперклеем момент, эпоксидкой и секундой. Не склеилось.

Если клей Момент был полиуретановым, то пожалуй вы испробовали все типы доступных клеев. Вы не сказали какого размера лошадка. Если достаточно крупная, то можно попробовать механически соединить подходящим крепежом. Ну или попробовать сварку.
Цитировать
#3 елена 25.08.2016 15:38
Чем можно склееть раму коляски если поломка находиться в таком месте что нагрузка будет прижодиться на то место и его нельзя сварить сварой никак?
Цитировать
#4 Юрий Макаров 25.08.2016 16:43
Цитирую елена:
Чем можно склееть раму коляски если поломка находиться в таком месте что нагрузка будет прижодиться на то место и его нельзя сварить сварой никак?

Эпоксидной смолой с усилением стеклотекстолитовыми или алюминиевыми накладками, как описано в статье. Ну или скрепить через накладки болтиками.
Цитировать
#5 Владимир 14.02.2017 11:32
Помогите пожалуйста, купили детскую плассмасовую горку и ребёнок ппактически сразу выломал замок на котором она держится, не ужели её больше нельзя восстановить... :cry:
Цитировать
#6 Юрий Макаров 14.02.2017 13:03
Цитирую Владимир:
Помогите пожалуйста

Я слабо представляю, что такое замок, на котором держится горка. Да и вообще, не видя изделие что-то советовать трудно.
Восстановить можно практически все. Если уж не склеить, что может быть проблематично, то изготовить что-то похожее из металла и скрепить механически. Главное, чтобы прочно и безопасно.
Цитировать
#7 Илона 22.02.2017 10:48
При использовании фена видимо из-за перегрева рассыпался винтиль (4крыла отломились),который гоняет воздух можно ли их приклеить и каким образом?и не будут ли они снова отваливаться от горячего потока воздуха.
Цитировать
#8 Юрий Макаров 22.02.2017 12:58
Цитирую Илона:
можно ли их приклеить и каким образом?

Вентилятор фена сделан, скорее всего, из полиэтилена. Это трудносклеиваемая пластмасса, доступными клеями она практически не клеится, да еще если учесть последующую работу в условиях вибрации и повышенной температуры. К тому же при склеивании будет очень трудно добиться нормальной балансировки, чтобы не было биения при работе. Думаю, поможет только замена детали.
Цитировать
#9 Александра 27.02.2017 18:21
Добрый день! Подскажите пожалуйста, купили детям столик, ножки съемные а по столешницей тонкие стяжки ( или как они там..) которые по идее не дают ножкам разъезжаться. Конструкция оказалась сомнительной и нагрузки не выдерживает тк с односторонним на загибе столешницы отверстие для выдвижного ящика, соответственно ножки разъезжаются и выпадают если ребёнок весом давит..
Вопрос такой, чем усилить конструкцию?
Хочу внутри по загибу проклеить вот никак не придумаю.
Цитировать
#10 Юрий Макаров 27.02.2017 20:35
Цитирую Александра:
Вопрос такой, чем усилить конструкцию?

Мне кажется, что вам на месте это виднее, исходя из конструкции столика, имеющихся материалов и навыков работы с инструментами.
Если говорить о склейке, то в статье все написано. Попытайтесь определить тип пластика по маркировке и, если он клеится, то клейте. Усиливать тем, что имеется - деревянными брусками, алюминиевым профилем, стеклотекстолитом. Если не клеится, то на винты или шурупы.
Цитировать
#11 Александра 28.02.2017 10:50
Ну написано PP, просто хотела что то менее грубое чем шурупы и бруски..
Стропу пропитать и проклеить по периметру белого загиба например, а теперь боюсь браться прям..
Цитировать
#12 Юрий Макаров 28.02.2017 13:35
Полипропилен (PP) эпоксидной смолой не клеится. Я много раз замешивал смолу в полипропиленовом одноразовом стаканчике и после затвердения остатки без усилий отваливались от стенок. А какой-либо другой клей, подходящий для пропитки стропы, я не представляю.
Есть клеи специально для полипропилена, ими трубы водопроводные склеивают. Но, судя по их консистенции, для пропитки они тоже вряд ли пригодны.
Можно попробовать приклеить клеевым пистолетом усиливающую текстолитовую накладку (получится как уже пропитанная стропа).
Цитировать
#13 Роман 28.02.2017 21:33
Добрый день! Искал специалиста по восстановлению пластмассовых деталей, нашел Вас. У меня проблема восстановления одной тонкой и в то же время ответственной, в смысле механической нагрузки, детали. Это - монолитная система люверсов топовой модели коньков фирмы Бауэр. Люверсы выполнены в виде отверстий (для шнурков), расположенных вдоль пластиковой пластины, вшитой в ботинок коньков. Произошла поломка двух люверсов на сгибе - две трещины наружу, поломанный пластмассовый фрагмент держится на основании планки. По приведенной ниже ссылке видно, как подобную проблему решают за границей с помощью каких-то накладок с обтягиванием кожей и установкой обычных металлических люверсов: https://www.youtube.com/watch?v=Si1Wxn0H4U4 . На видео все сложно и не понятно чем клеят, что клеят, где взять такое сложное оборудование. В связи с этим вопрос к Вам: а можно ли найти подходящий материал для заливки люверсов так, чтобы этот материал проник и слился с исходным материалом планки, склеивая места излома, заполняя поломанные отверстия и создавая эффект типа накладок на поверхности пластины, утолщяя её. Не знаю, понятно ли я объяснил... Но речь идет о том, чтобы замазать треснувшее место клеем, который после отвердевания создаст крепкий монолит за счет утощения пластины. Затем останется только просверлить в монолите отверстия для шнурков на том месте, где они и были до ремонта. Спасибо
И как вы прокомментируете эффект усиления прочности склеивания пластмассовых деталей Моментом за счет применения (посыпания) обыкновенной соды, как на этом видео https://www.youtube.com/watch?v=tlsH3hF3VIg ?
Цитировать
#14 Юрий Макаров 01.03.2017 20:17
Цитирую Роман:
можно ли найти подходящий материал для заливки люверсов

Я не думаю, что возможно найти какой-либо доступный бытовой материал, свойства которого в этом случае подойдут. Нагрузки там, как я могу судить по своим любительским конькам, могут достигать десятка килограммов и более. Вряд ли что-то, чем можно залить, выдержит. Это же относится и к соде с цианакрилатом.
По-моему, на видео вполне приемлемый вариант починки. Клеит он клеем Contact Cement, по составу это похоже на наш полиуретановый клей момент. Белый пластик - скорее всего, поливинилхлорид, далее кожа и сверху черный нейлон. Прошить можно в швейной мастерской, там есть специальные швейные машины. Там же могут поставить металлические люверсы подходящего размера.
Цитировать
#15 Роман 03.03.2017 06:21
Ну что же, спасибо! Вы мои сомнения подтвердили - не имеется возможности восстановить пластик на коньках так, чтобы сохранился эстетический вид. Выяснилось также, что как на видео частично люверс у нас не ремонтируют. Удаляют целиком поврежденную пластину и вшивают на ее место кожу с последующей установкой на нее люверсов как на обычных ботинках. Ну и, естественно, для симметрии такой же экзекуции подвергают и второй, неповрежденный монолитный пластиковый люверс. конька. Есть мнение, что для симметрии ног второй, совершенно целый конек нужно будет изуродовать таким же образом. И это при первоначальной стоимости модели коньков 40000 руб! В общем, смирившись с участью, поплелся я относить конек к веселому желтозубому сапожнику...
Цитировать
#16 Дмитрий2222 03.05.2017 07:37
Здравствуйте,подскажите пожалуйста,каким клеем склеить датчик давления в шинах автомобиля.Маркировка пластмассы PA66-GF33.
Это полиамид.Где-то читал,что нужна муравьиная кислота,но ее не купишь.
Цитировать
#17 Юрий Макаров 03.05.2017 15:53
Это стеклонаполненный полиамид. Да, можно клеить муравьиной кислотой, для PA66 нужна концентрация 95%. Купить не проблема, в интернете есть в приемлемой расфасовке 1 литр, по цене 200-300 руб.
Если поверхность склейки достаточная и нет больших нагрузок, можно попробовать эпоксидную смолу или цианакрилат.
Цитировать
#18 Виктор 04.06.2017 10:19
Подскажите чем можно заклеить пластмассовый бачек радиатора автомобиля.Треснул патрубок .Заранее спасибо.
Цитировать
#19 Юрий Макаров 05.06.2017 10:16
Цитирую Виктор:
Подскажите чем можно заклеить пластмассовый бачек радиатора автомобиля.

Ищите обозначение пластика, а потом уже смотрите к какой группе он относится и можно ли его вообще клеить. Но тут, скорее всего, ничего не получится. Патрубок работает под давлением, при высокой температуре и вибрации, так что надежность склейки в любом случае невелика будет.
Можно попробовать сварку с присадкой прутком, но без опыта это не получится. Так что наиболее реально просто заменить.
Цитировать
#20 Александр 22.06.2017 22:45
Здравствуйте, Юрий! Просто безграничная надежда на вашу помощь и профессионализм. Заказал багажный бокс японской фирмы Team Terzo, из Владивостока. На днях пришел весь переломаный и в трещинах, местами даже нет фрагментов. А 01.07.17 нужно выезжать в отпуск!!! А без бокса вообще ни как, дети - вещи поклажа итд.... Вчера купил с горяча эпоксидку ЭП 20, отвердитель Этал 45 + стеклоткань, думал залатаю. Но знакомые маляры отговаривают от этой затеи, говоря что я его не заклею и он держаться не будет. Как определить состав пластика? Возьмет его эпоксидка или нет, или нужна полиэфирка ? Или возможно нужен какой то праймер для адгезии? Уже подумал промазать зачищенную поверхность суперклеем, для адгезии и сверху него уже остальное. Что скажете, что посоветуете , обозначений типа пластика нет ((( !?Выручайте Хэээлп!!!
Цитировать
#21 Юрий Макаров 23.06.2017 09:54
Заочно тут много не скажешь. Но такие повреждения при транспортировке наводят на мысль о АБС-пластике или поликарбонате. Они клеятся эпоксидкой без проблем. Только если поверхность окрашена, то краску придется счистить в местах склеивания.
Определить приблизительно тип пластмассы при некотором опыте можно по виду, весу, упругости, виду излома и т.д., но заочно это не решается. Так что могу посоветовать только пробовать. Склейте пару кусочков, через сутки точно будет понятно - держится или нет.
Цианакрилатный суперклей для адгезии точно не лучшая идея. От многих видов пластика он также отваливается, и этот перечень от эпоксидки не сильно отличается.
Цитировать
#22 Александр 25.06.2017 20:00
Первый раз с пропорцией намудрил. Все ОК заклеил на отлично! Видимо АВС пластик был. Спасибо Вам Юрий!
Цитировать
#23 Юлия 18.07.2017 21:40
Добрый вечер.Подскажите чем можно склеить,на оверлоке сломался деталь направляет нити,в продаже запчасти обыскалась.Клеем пробовала соединить опять обломилось.Обозначений пластика не нашла.Может подскажите чем можно склеить. Благодарю.
Цитировать
#24 Валерий 23.07.2017 15:20
Здравствуйте. Имеется деталь из АБС. На поверхности пара глубоких царапин примерно 2х20 мм. Можно ли их отреставрировать, залить каким-нибудь клеем или составом, желательно цветным (деталь красного цвета)? Поврежденный участок не будет подвержен нагрузкам. Заранее спасибо за ответ!
Цитировать
#25 Юрий Макаров 01.08.2017 23:46
Цитирую Валерий:
На поверхности пара глубоких царапин примерно 2х20 мм. Можно ли их отреставрировать

Если нет опыта реставрационных работ, то почти наверняка будет только хуже.
Но попробовать можно, решение за вами. Я бы попробовал засыпать мелкими опилками АБС, смачивая их по месту дихлорэтаном или ацетоном. Потом аккуратное шлифование и полирование. Но это если поверхность гладкая. Если же текстурная, то восстановить до незаметности гораздо сложнее.
Цитировать
#26 Григорий 22.08.2017 12:11
Юрий, добрый день!
Подскажите пожалуйста как заклеить/запаять пластиковую пленку (материал похож на пластиковую пленку/клеенку, но не очень эластичный, немного хрупкий, толщиной как плотная клеенка)
рис. https://yadi.sk/i/3Uxs2SD63MDx4K
1. там под пленкой паралон, т. е. нет твердой основы
2. пленка по линии разрыва стыкуется без нахлеста
Спасибо!
Цитировать
#27 Юрий Макаров 25.08.2017 17:27
Цитирую Григорий:
Юрий, добрый день!
Подскажите пожалуйста как заклеить/запаять

Помню такую пленку, раньше довольно широко применялась. К сожалению точно название материала подсказать не могу, а под рукой образца нет, чтобы поэкспериментировать.
Возможно, что это поливинилхлорид, он как раз с течением времени, особенно под действием солнечного света становится вот таким негибким и хрупким. Если это действительно он, то клеится легко. В данном случае больше подойдет эластичный полиуретановый клей типа Момент. Основная проблема будет именно в технике склеивания, так как запаса материала нет, да и прижать с обратной стороны почти невозможно. Скорее всего, потребуется делать подкладки-заплатки с обратной стороны на разрывы. На последний большой разрыв по шву приклеить сначала изнутри с одной стороны, а потом пытаться с другой как уж получится.
Сваривать, думаю, не вариант. Опять-таки, нет запаса материала, будут проблемы с подбором подходящего инструмента с регулируемой температурой и поддержкой с обратной стороны. Тут шансов испортить гораздо больше.
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Интеллектуальный калькулятор для расчета сечения электрических проводов и кабелей

Калькулятор схем разведения водных растворов (уксус, спирт, кислота)

Калькулятор единиц жесткости воды

Homo habilis - журнал для умелых людей всегда открыт для новых авторов и читателей. Если вы умеете делать что-то лучше, чем другие, если вы знаете секреты, помогающие делать жизнь легче и удобнее - поделитесь этим с читателями. Рекомендации для авторов журнала помогут вам в этом.

Homo habilis (человек умелый) — первый представитель рода Homo, живший на Земле 2,5 - 1,5 млн. лет назад. Homo habilis является предком современного Homo sapiens и первым живым существом, освоившим сознательное преобразование окружающей его природы в соответствии со своими потребностями.

К сожалению, в начале ХХI века наметился выраженный регресс, в ходе которого наблюдается постепенное превращение Homo sapiens в Homo consumens – человека потребляющего. Homo habilis - журнал для умелых людей, не желающих становиться  Homo consumens.