Старинные настенные часы с боем - это квинтэссенция точной механики и эстетического наслаждения. Громкое тиканье часов наполняет дом уютом и теплом. Но иногда тиканье неожиданно смолкает. Бывает, что это связано с износом или поломкой механизма. Но гораздо чаще дело в банальном загрязнении и загустевшей смазке. Человеку умелому вполне по силам решить проблему своими руками…
Настенные часы с боем фирмы Kienzle весьма распространены в России. До первой мировой войны немецкие часы импортировались официально в изрядных количествах, а после Великой Отечественной солдаты, возвращаясь из Германии, частенько везли с собой трофейную точную механику.
Историю именно этих часов проследить, наверное, уже невозможно. По крайней мере, в нашей семье они находятся уже более полувека, а что было до этого – скрыто в глубине лет. Но кое-что установить можно. Фирма Kienzle использовала для клеймения механизмов настенных часов несколько логотипов. На механизме этих часов проставлено клеймо Flügelrad (крылатое колесо).
Именно такое клеймо – с колесом в виде циферблата без стрелок и с надписью Kienzle – было зарегистрировано в 1898 году и использовалось вплоть до 1922 года, когда на логотипе вместо часового циферблата появились часы со стрелками, а крылья стали более простыми и графичными.
Надпись D.R.PATENT означает Deutsches Reich Patent – патент германской империи и применительно к часам обычно использовалась вместе с номером 147023. Это патент Э. Шленклера на механизм боя с вынесенным на переднюю платину счетным колесом.
На механизме номера патента 147023 нет, но если присмотреться к форме рычагов механизма боя и расположению колес - конструкция один в один.
Механизмы по патенту 147023 выпускались фирмой Kienzle с 1902 по 1914 год, что не противоречит клейму. Оставшиеся обозначения 43 см/104 представляют собой чисто техническую информацию – длину подвеса маятника (43 см) и количество его ходов в минуту (104).
Таким образом, можно сделать вывод, что часы изготовлены в период с 1902 по 1914 год. Часы, скорее всего, оригинальные, так как стекло дверки корпуса с фацетом (широкой фаской по краю), а сзади на корпусе есть две наклейки на немецком языке. Одна практически уничтоженная и нечитаемая, а вот вторая сохранилась полностью.
Надпись «Diese Schraube mit Messing-kopf ist vor Ingangsetzen der Uhr zu entfernen» Google-переводчик интерпретировал как «Этот винт с бронзовой головкой необходимо удалить перед запуском часов». Винт, кстати, оставлен на месте, так как без него бой часов становится мягким и тихим, кабинетным. А сейчас это мощный и раскатистый, почти колокольный звук. Насколько я понимаю, ничего страшного в этом нет, просто Rundgong превратился в Tonfeder, обе конструкции широко используются в часах с боем.
Как устроены настенные часы с боем?
Промывку и чистку настенных часов обычно проводят с полной разборкой часового механизма. И перед такой ответственной операцией стоит познакомиться с устройством часов, чтобы случайно чего-нибудь не напортачить.
В данном случае имеется маятниковый пружинный часовой механизм с боем часов и получасов.
Устройство само по себе довольно простое, но разобраться в нем по фотографии затруднительно. Поможет схема, приведенная в книге В.В. Трояновского «Ремонт часов», выпущенной в 1961 году.
Практически все детали механизма хода размещаются между двумя пластинами – передней и задней платинами 2. Передней считается платина со стороны циферблата (на схеме справа).
Источником энергии является пружина, размещенная в барабане 1. С барабана вращение передается на добавочное колесо 3, центральное колесо 4, промежуточное колесо 7 и анкерное колесо 8.
Зубья анкерного колеса имеют особую форму, позволяющую ему взаимодействовать со скобой 9 анкерного хода. Движением скобы через вилку-поводок 6 управляет маятник (на схеме не показан), размещенный на подвесе 5. Подвес закреплен на детали 10 с чудным названием «пендельфедер», что, впрочем, в переводе с немецкого означает всего лишь «пружина маятника».
На выступающей оси центрального колеса расположена стрелочная передача – минутный триб 11, вексельное колесо 12 и соосное с минутным часовое колесо 13. Минутная и часовая стрелки насажены на оси минутного и часового колес соответственно.
Под минутным трибом на той же оси находится двузубый кулачок, связывающий ходовой механизм с механизмом боя. Двузубый кулачок вращается вместе с минутной стрелкой и два раза в час запускает бой часов.
Колесный механизм боя также расположен между платинами и включает в себя: пружину в барабане 1, добавочное колесо 2 с расположенным на той же оси программным колесом, подъемное колесо 3, несущее на своей оси подъемные звездочки для молоточков боя, первое стопорное колесо 4, второе стопорное колесо 5 со штифтом, регулятор частоты вращения («ветрянка») 6.
Вся автоматика механизма боя расположена перед передней платиной сразу за циферблатом.
Механизм включает в себя двузубый кулачок минутной оси 1, подъемный рычаг 2, образующий единую деталь с рычагом замыкания 3, который поднимает рычаг отмыкания 4, опирающийся штифтом на кулачок 6. Также рычаг замыкания 3 при поднятии удерживает штифт колеса 5 (второе стопорное колесо). Рычаг отмыкания жестко связан со считывающим рычагом 7, который взаимодействует с программным колесом 8.
Работа механизма боя состоит из этапов подготовки к бою и непосредственно боя. Подготовка к бою проходит за 3-10 минут (зависит от формы кулачка 1) до времени боя. При этом кулачок 1 постепенно поднимает рычаги 2 и 3, а через них и рычаги 4 и 7 до тех пор, пока штифт рычага отмыкания 4 не выйдет из зацепления с выступом кулачка 6. Механизм боя проворачивается до зацепления штифта колеса 5 с выступом поднятого рычага замыкания 3. Колесо 5 успевает сделать около половины оборота. Механизм готов к бою.
При дальнейшем повороте кулачка рычаг 2 падает с зуба кулачка, деталь поворачивается, и рычаг замыкания 3 освобождает штифт стопорного колеса 5. Система начинает работать, подъемное колесо поднимает молоточки и сбрасывает их на тонфедер (спиральный гонг).
За один оборот кулачка 6 проходит один удар молоточков. Дальнейшая работа механизма зависит от положения программного колеса. Если считывающий рычаг 7 находится над прорезью программного колеса 8, то штифт рычага отмыкания, скользя по профилю кулачка 6, упрется в выступ кулачка и остановит механизм. Так пробиваются получасы.
Если же считывающий рычаг находится над выступом программного колеса, то опуститься рычаг не сможет, штифт рычага отмыкания 4 не упрется в выступ кулачка. Кулачок сделает еще один оборот, а молоточки – еще один удар. И так до тех пор, пока считывающий рычаг не упадет в следующую прорезь программного колеса. Количество ударов зависит от расстояния между двумя вырезами. Один оборот программное колесо делает за 12 часов – полный цикл работы механизма боя.
Какие инструменты понадобятся для работы?
В отличие от наручных часов, детали настенных гораздо более крупные и прочные, поэтому никакого специального «часового» инструмента не понадобится. Тем не менее, неплохо бы иметь:
- пинцеты (1-2 штуки)
- небольшие плоскогубцы, пассатижи или гаечный ключ подходящего размера
- жесткая щетка (зубная с укороченной щетиной)
- настольные тисочки или какое-то приспособление для закрепления механизма в удобном для работы положении
Как разобрать настенные часы?
При разборке часов, прежде всего, снимают маятник, чтобы не повредить пружину пендельфедера. Маятник чаще всего просто висит на крючках. После этого выкручивают два шурупа или винта, крепящие механизм, и выдвигают его из корпуса.
Дальнейшую разборку можно вести на столе. Сначала снимают стрелки. Обычно они крепятся стальным штифтом, но здесь штифт кто-то заменил кусочком медной проволоки.
Штифт или проволоку снимают. После чего снимают стрелки. Минутная сидит свободно на квадратной оси, а вот часовая – на круглой и удерживается на трении. При снятии часовой стрелки нужно чем-то придерживать полую часовую ось, иначе можно повредить часовую шестерню.
После этого снимают циферблат. Он удерживается четырьмя штифтами, которые можно легко вынуть пассатижами.
Теперь открывается доступ к механизмам под циферблатом и можно спустить заводные пружины.
Пружина удерживается через храповое колесо 1 собачкой 3, которую поджимает плоская пружина 2. Для спуска пружины на квадратный конец оси надевают заводной ключ и, отводя собачку пинцетом, осторожно распускают пружину. Делать это лучше вдвоем по пол-оборота за один раз, так как пружина очень мощная. Точно также распускают и вторую пружину.
Теперь пришла очередь снять все навесные детали. К ним относятся: подвес маятника с пендельфедером, рычаги механизма боя, часовое и вексельное колеса. Все эти детали крепятся штифтами.
Также откручивают два винта и снимают прижимные планки с храповыми колесами заводных барабанов. Храповые колеса с виду одинаковы, но не взаимозаменяемые, их важно не перепутать.
Теперь можно отпустить крепежные гайки со стороны одной из платин и аккуратно разъединить их. Механизм превращается в груду отдельных частей.
Барабаны пружин нужно пометить, чтобы не перепутать. Несмотря на то, что с виду они абсолютно одинаковы, пружина в барабане боя сильнее. У меня программное колесо снять с оси без приложения чрезмерных усилий не удалось, барабан боя остался на месте, поэтому перепутать их не получится. Также на месте осталась и ось центрального колеса с минутным трибом.
Как промывать детали настенных часов?
После разборки производят ревизию состояния деталей. В случае износа или повреждения производят ремонт. Описание способов ремонта деталей настенных часов выходит за рамки данной статьи. Скажу лишь, что при наличии желания и соответствующего оборудования восстановить можно практически все. А в данном случае необходимо всего-навсего хорошо промыть и очистить механизм.
Промывают детали часовых механизмов в высокоочищенном бензине-растворителе типа «Галоша» или «Калоша» (Нефрас С2-80/120). Он продается в хозяйственных магазинах. Для промывки лучше использовать емкость подходящего размера из стойкого к бензину материала (нержавеющая сталь, глазурованный фарфор, стекло). По мере загрязнения бензин меняют.
Зубчатые колеса, рычаги и платины очищают жесткой щеткой (зубной со срезанным до 5-7 мм ворсом), отверстия в платинах аккуратно прочищают деревянными зубочистками до тех пор, пока зубочистки не перестанут пачкаться.
Существует соблазн отдраить детали с применением абразивных материалов, но так делать нельзя. Для защиты от потускнения в старых часах часто использовалось покрытие деталей лаком, который легко повредить. Деталь с поврежденным лаковым покрытием тускнеет после чистки очень быстро.
Барабаны пружин промывают в открытом виде. Перед вскрытием барабанов нужно пометить положение крышки, чтобы поставить ее потом в точно такое же положение.
Также хорошо вынуть пружину, промыть и смазать вне барабана. Для извлечения и установки пружины в барабан используют специальные приспособления или просто сильные руки. При заправке пружины вручную необходимо соблюдать меры предосторожности: работать в хлопчатобумажных перчатках и защитной маске или хотя бы очках. Кроме того, при такой заправке легко повредить край пружины. Поэтому я вытаскивать пружины не рискнул, ограничившись промывкой и смазкой при открытой крышке.
Как собрать настенные часы?
Сборку механизма лучше производить на подставке, которая позволит закрепить переднюю платину в горизонтальном положении. Но можно собирать и просто на столе.
Сначала устанавливают на место барабаны пружин, промежуточное и центральное колеса ходового механизма, добавочное колесо с программным диском механизма боя. Эти детали хорошо удерживают друг друга и проблем не создают.
Теперь устанавливают остальные колеса механизмов хода и боя. Колеса устанавливают по принципу «матрешки наоборот» - от больших к меньшим. Собрать механизм неправильно просто не получится, на чужое место колеса не поместятся или не войдут в зацепление с соседними трибами.
После установки всех колес на механизм накладывают заднюю платину с небольшим перекосом, чтобы в свои отверстия вошли оси барабанов и больших колес нижней части механизма. Цапфы осей колес в верхней части, скорее всего, просто упрутся в платину. Если длина резьбы на нижних колонках позволяет, то можно слегка зафиксировать платину двумя гайками.
Теперь по очереди, от больших колес к меньшим, пинцетом вводят цапфы осей в отверстия задней платины. Платина при этом слегка прижимается рукой, но так, чтобы не повредить цапфы осей колес. По мере установки осей платина постепенно садится на свое место. После окончательной установки производится фиксация платины всеми четырьмя гайками на колонках.
Теперь нужно проверить правильность сборки. Колеса должны вращаться свободно, без малейших заеданий. Если все в порядке, то устанавливаются навесные детали (храповики барабанов, рычаги механизма боя) и мост с анкерной скобой.
Мост крепится на двух винтах и требует регулировки. Может быть, существуют какие-то специальные способы точной установки моста, но я делал так. Установил механизм строго вертикально, прихватил мост винтами, чтобы можно было сдвигать его с небольшим трением. Немного завел пружину хода, и передвигал мост, одновременно слегка подталкивая вилку-поводок анкерной скобы. И в какой-то момент механизм затикал. Теперь осталось отрегулировать ровный и устойчивый ход, закрепить мост окончательно и проверить работу анкера с маятником.
Смазка настенных часов
Смазка настенных часов производится часовым маслом. Оно имеет низкую вязкость и долго не высыхает. К сожалению, достать его довольно сложно. В качестве заменителя проще всего использовать вазелиновое масло, которое легко купить в аптеке. По своей вязкости оно хорошо подходит, а в старых книгах по ремонту часов и вовсе предлагается для смазки крупногабаритных часов как полноценное часовое.
Ни в коем случае нельзя смазывать часы другими, не предназначенными для этого маслами – моторным, силиконовым и уж, конечно, подсолнечным. Свойства этих масел совершенно не соответствуют требованиям – они имеют высокую вязкость, быстро сохнут, коксуются. Максимум, чего вы добьетесь, это необходимости повторной чистки буквально через несколько дней.
В настенных часах смазываются цапфы осей колес нанесением небольшого количества масла в углубления платин возле отверстий (от 1/2 до 2/3 объема углубления), анкерная скоба, цапфы осей рычагов механизма боя. Зубчатые колеса и трибы смазывать не надо.
Регулировка настенных часов
Теперь осталось окончательно собрать механизм, установив на место циферблат и стрелки, и установить часы в корпус. При этом нужно проверить звук боя, при необходимости подогнуть молоточки.
Настенные маятниковые часы очень чувствительны к положению корпуса часов. Выставляется правильное положение на слух по звуку хода часов. Тиканье должно быть равномерным и устойчивым. Бывает, что после регулировки положение часов слишком уж заметно отличается от вертикального. Для исправления нужно изменить положение вилки-поводка относительно анкерной скобы, там предусмотрена посадка на трении. После этого необходимо снова выставить положение часов. Для фиксации положения часов в нижней части корпуса есть два винта с заостренными концами, их слегка вдавливают в стену.
Осталось выставить точность хода. Для этого устанавливают часы по сигналам точного времени и проверяют расхождение через сутки. Регулируется ход изменением длины маятника с помощью регулировочной гайки. Если часы спешат, то гайку следует открутить, увеличив длину, иначе закрутить. Один оборот гайки обычно соответствует изменению хода на одну минуту в сутки.
Хорошо вычищенные и настроенные часы убегают или отстают не более чем на несколько секунд в сутки. Вазелиновое масло сохнет быстрее, чем специальное часовое, поэтому осматривать часы желательно каждые полгода и своевременно повторять смазку (не реже одного раза в 2-3 года).
Комментарии
Подогните держатель молоточка, чтобы после удара молоточек гонга не касался.
Предполагать по такому описанию - дело неблагодарное. Хотя бы скажите, слышен ли звук работы механизма в положенное для боя время?
Насколько мне известно, часы Lenzkirch по конструкции аналогичны описанным Kienzle. Вынимайте из корпуса и смотрите в чем дело. Первоначально - заведена ли пружина боя и не лопнула ли она (усилие при заводке). Затем попробовать включить бой вручную, для этого есть рычаг за циферблатом (позиция 3 на фотографии в статье). Если не включается, попробовать аккуратно провернуть ветрянку или ближайшее к ней колесо механизма боя, убедиться, что проворачивается свободно, ничего не задевает лишнего, а зубья шестеренок в порядке. Возможно, что просто из-за выработки смазки не хватает усилия пружины, тогда промыть и смазать.
Если вручную механизм боя включается, то смотреть кулачок на оси минутной стрелки (за циферблатом) и взаимодействующий с ним рычаг. Во многих конструкциях при вращении минутной стрелки вручную против хода возможен отлом штифта на рычаге, тогда кулачок не поднимает рычаг, и бой не включается.
Если механизм включается, а молоточки не поднимаются, смотреть привод молоточков, возможно отломился или вывалился штифт, который взаимодействует с подъемной звездочкой.
Ну и последнее - если все в порядке, смотреть как молоточки располагаются относительно спирали гонга при установке механизма в корпус.
Может не хватает какой-нибудь чепуховины на пенделе? По Вашим фотографиям я не нашла, все также как и у Вас.
С уважением.Галина.
Здравствуйте, Галина.
При таком описании похоже, что все детали на месте. Все дело в работе анкерного хода. Посмотрите внимательно на анкерную скобу, медленно отводя маятник поочередно в одну и другую стороны. В какой-то момент времени одно плечо должно освободить зуб анкерного колеса и оно немного повернется, пока другой зуб не упрется во второе плечо. У вас этого не происходит, при освобождении зуба одним плечом второе плечо еще слишком высоко, и анкерная шестерня вместо тика просто крутится. Кстати, не мучайте часы в таком режиме, можно загубить кончики лучей анкерной шестерни и тогда все плохо будет.
Причин этой ситуации может быть несколько:
1. Второе плечо анкерной скобы вообще отломано, тогда беда. Это деталь из износостойкой закаленной стали, повторить из подручных материалов сложно.
2. Анкерная скоба погнута. Учитывая закалку маловероятно, поэтому причина чисто гипотетическая. Пытаться гнуть скобу не советую, лопнет.
3. Самое вероятное - мост анкерной скобы стоит слишком высоко. Отпустите крепежные винты и опускайте вниз. Критерий правильной регулировки - устойчивый сильный ход, без проскоков.
Цитирую Галина:
Тут проще. Просто посмотрите как работает механизм во время боя, там все видно. За подъем отвечает штифт на оси молоточков, который взаимодействует с подъемной звездочкой. Если вы его вынимали, то могли вставить обратно слишком глубоко. Или штифт погнулся, а может частично обломился. Просто сделайте новый штифт чуть подлиннее, например из сверла подходящего диаметра или даже канцелярской скрепки, усилия там небольшие.
Также возможно, что молоточек в порядке, просто ослабло крепление гонга к корпусу, который является резонатором и усиливает звук.
Спасибо!!!
Вам надо просто переставить минутную стрелку. Минутная стрелка стоит на квадратной оси. То есть относительно оси ее можно поставить в четырех положениях. Из них два правильных, совпадающих с положением двух плеч внутреннего кулачка запуска боя, и два неправильных.
Просто снимите минутную стрелку и переставьте ее на 90 градусов в любую сторону. Бой затем отрегулируйте ручным запуском.
Боюсь, что часовых мастерских сейчас вообще осталось немного. А если какая и возьмется, то ценник будет немаленький.
Думаю, что если проблема именно в анкерном колесе, то самое реальное - купить аналогичный механизм на запчасти, неисправные или разукомлектованные часы можно найти довольно дешево.
Подскажите пожалуйста, имеются настенные часы Keinzle. В течении последнего месяца при подзаводке заметил, что количество оборотов ключа стало сокращаться каждый раз, в итоге теперь просто невозможно завести часы - ключ не проворачивается вовсе. с чем это может быть связано? Механизм не чистился и не смазавшаяся очень давно.
Заранее спасибо за ответ!
Часы просто ходили все меньше и меньше на одном заводе из-за повышенного трения. А сейчас у вас пружина полностью заведена, но сдвинуть механизм не может. Почему?
Цитирую Алекс:
Вы же сами и ответили. Пора промывать и смазывать. Кстати, работа механизма без своевременной смазки может привести к износу посадочных отверстий осей шестерен в платинах, что, конечно, решаемо, но намного сложнее простой промывки.
Честно говоря, на такую погрешность лично я бы не обращал внимания во избежание повреждения часов при попытке исправить.
Но если хотите, можете попробовать. За запуск механизма боя отвечает фигурный кулачок на минутной оси под циферблатом. Начало боя определяется моментом падения рычага d с выступов 1 или 2 кулачка (рисунок к патенту в статье). У меня сейчас нет возможности разобрать часы, поэтому могу только предполагать, что кулачок на оси сидит не мертво и его можно (аккуратно!) немного повернуть.
Ритм боя задается аэродинамическим тормозом (ветрянкой) - это позиция 6 на чертеже механизма боя в статье. Посмотрите, может быть, ее нет вообще.
Еще вариант - на ветрянке должна быть тонкая пружинная полоска, прижимающая ее к оси. Если ее нет, то ветрянка будет свободно проскальзывать на оси и не тормозить вращение.
Попробуйте аккуратно провернуть ветрянку - должны начать вращаться все связанные с ней зубчатые колеса.
Если все на месте и хорошо закреплено, то тогда продавец прав и мастер задумывал именно такой ритм боя. Никаких регулировок в механизме боя нет, все задано конструктивно.
Спасибо за участие, нашел описание работы ветряка Б. Л. Елисеев "Ремонт часов" стр. 250-251 1968г.
"5. Слишком быстрый бой-ослаб фрикцион ветряка"
Может кому пригодится.
Приобрести ее можно только в составе часов, неисправные или разукомлектованные часы можно найти довольно дешево.
Я не понял что вы имели в виду, говоря про колесо с пазом. Ветрянка обычно представляет собой плоскую пластинку, которая тормозит механизм за счет трения о воздух. Деталь не такая уж сложная и ответственная. Можно найти фото в интернете и сделать что-то похожее из кусочка медной или латунной пластинки толщиной 0,2-0,3 мм. Для крепления к оси использовать отрезок тонкой стальной проволоки
По большому счету, по какой конкретно части гонга бить никакой разницы нет, в этом можно убедиться, ударяя по гонгу "вручную" металлическим предметом.
Причина глухого звука чаще всего в том, что молоточек после удара касается гонга и глушит звук. В исходном состоянии молоточек должен быть отведен от гонга на несколько миллиметров. Удар наносится за счет упругости проволочной "ручки" молоточка. Попробуйте аккуратно отогнуть молоточек вверх. Также проверьте, что молоточек точно попадает по гонгу, а то может быть он бьет немного мимо проволоки. И проверьте состояние кожаной прокладки на молоточке, если она предусмотрена в вашей конструкции. Вполне возможно, что она износилась и молоточек из-за нее соскакивает в сторону при ударе.
Первое, что приходит в голову - загустевшая смазка и грязь. Часы стоит хорошо промыть и смазать часовым маслом.
Если все чисто, то стандартный способ - вынуть часы из корпуса, снять циферблат и внимательно следить за работой механизма при автозапуске боя. Там увидите что не срабатывает.
На всех фото в интернете фигурная сторона вверх, плоская вниз.
Не могли бы вы подробнее описать этот процесс, чтобы я самостоятельно его смог реализовать. СПАСИБО!!!
Если корпус часов уведен влево:
- вытаскиваете механизм и смотрите на него со стороны задней платины.
- аккуратно придерживая анкерную скобу (не сломайте цапфы оси!), немного проверните вилку-поводок вправо.
- ставите механизм обратно и проверяете, в зависимости от результата повторяете регулировку.
Если корпус смещен вправо, поводок проворачивать влево.
Если мост и платина в районе моста не деформированы, то степень затяжки крепежных винтов влиять не должна. Но в любом случае очень сильно тянуть не надо, там нагрузки мизерные и ничего само по себе не открутится.
Кстати, остановка "без пяти какого-то часа" весьма симптоматична, именно в этот момент начинается подготовка к бою и нагрузка на механизм хода возрастает. Кстати, надеюсь часы хорошо промыты и смазаны?
Также возможен худший случай, когда анкерное колесо и анкерная скоба изношены и не дают выставить ход. Посмотрите на анкерное колесо, не изношены и не деформированы ли зубья, нет ли заметной выработки на анкерной скобе.
Попробуйте еще поспрашивать на профильных форумах, я ведь не специалист, так - некоторый опыт и самообучение.
В-общем, всё собираешь, выставляешь идеально по вертикали сам механизм, цепляешь на анкерный мост вилку, опускаешь скобу вилки на звездочку, фиксируешь слегка винтами мост, заводишь пружину завода на пару оборотов, потом как хочешь - так и делай - начинаешь аккуратно, по чуть- чуть приподнимать мост, одновременно покачивая вилку, в ожидании, когда анкер начнёт ТИКАТЬ. Потом слегка вращая мостом, мы начинаем отклонять скобу то влево то в право... Ну в общем делай что хочешь, ведь тебе виднее будет - главное выставь хороший, надежный и сильный ход. НЕ ДОПУСТИ, ЧТОБЫ СКОБА ВЫШЛА ИЗ ЗАЦЕПЛЕНИЯ СО ЗВЁЗДОЧКОЙ - иначе беда будет, погорят кончики лучей у звездочки.
И вот когда всё затикает, только тогда начинай по очереди цеплять подвес и сам маятник, ПРОВЕРЯЯ ПРИ ЭТОМ РАВНОМЕРНЫЙ ХОД ЧАСОВ. Сам подвес и маятник могут быть изогнутыми, вот и будешь их по очереди выпрямлять.
Еще хотел вас спросить вот о чем: 1) Насколько я понял, часы надо заводить раз в две недели, хотя слыхал что они могут ходить и дольше 2) Имеет ли значение что заводить в первую очередь - ход или бой? 3) как рекомендуете ухаживать за деревянным корпусом часов? чем протирать от пыли? можно ли использовать средства для мебели вроде полироли?
Еще раз огромное спасибо за ваши ценные инструкции!!
С этим аккуратнее, это происходит когда анкерная скоба частично выходит из зацепления, при этом идет сильнейший износ зубьев анкерного колеса (комментарий выше).
По насечке - во многих часах внизу под маятником крепится шкала, по ней действительно удобно определять вертикальность корпуса.
Сколько ходят часы от одной заводки зависит от их конструкции, чистоты механизма, усталости пружины и других факторов. Достаточно один раз определить продолжительность хода и заводить за пару дней до окончания завода.
Механизмы хода и боя независимы, в каком порядке заводить никакого значения не имеет.
В комнатных условиях достаточно иногда протирать корпус от пыли мягкой тряпкой, в труднодоступных местах - кистью или продувать. Никакой химии я не использую, никто не знает что там намешано и как к этому отнесется старинный лак.
Вот статья про такие часы https://homo-habilis.ru/remont-i-pochinka/273-opyat-idut-starinnye-chasy-restavratsiya-tsiferblata-promyvka-i-smazka-nastennykh-chasov
В крышках барабанов есть прорези, как раз чтобы открывать. Вставляете подходящий по диаметру прочный предмет типа отвертки и как рычагом через край открываете. Усилие может понадобиться существенное.
Тут два нюанса - не перепутать сами барабаны (на ход и бой разные пружины) и пометить положение крышки перед открытием, в этом же положении проще закрыть.
А вот дальше для хорошей промывки нужно вынуть пружины, но это без опыта или специальных приспособлений лучше не делать, пружины мощные и могут нанести серьезную травму. Я промываю без вынимания - плохо, но куда деваться. Если все-таки решитесь вынимать, то обязательно плотную одежду, х/б перчатки и защитную маску, не рискуйте.
Потом бывает проблемным закрыть крышку обратно. Во всех моих экземплярах удается закрыть руками. Если не получится, то в тисках или струбциной через прокладки из дерева, меди или алюминия.
Спасибо за статью. Поучительная.
Тоже старые настенные часы не хотят идти.
Очевидно, требуют чистки и смазки.
Но проблема разобрать/собрать механизм.
Насколько эффективно будет погрузить механизм полностью в С2-80/120 , выдержать и почистить щеткой без разборки механизма?
Затем смазать.
Или это пустое? И какое часовое масло надо использовать? По каким критериям выбирать?
Или вазелиновое масло вполне подойдет?
Это почти бесполезно. Основное загрязнение, мешающее работать часам - загустевшее масло на цапфах осей колес и в отверстиях платины. Без разборки извлечь его оттуда не получится.
Цитирую Михаил:
Вазелиновое масло для настенных часов вполне подойдет. К тому же оно доступное и дешевое. В старых книгах оно рекомендовалось как одно из основных для крупногабаритных механизмов.
Именно так и поступают часовые "мастера", чтобы по-быстрому получить оплату и спровадить клиента. Только отверстия в платинах под цапфы при этом практически не промываются. А так ничего, на полгодика хватит - потом еще придет. И через пять лет уже пора отверстия в платинах стягивать. А это уже другие деньги, и с квалификацией такого "мастера" - лотерея "починит/убъет", причем далеко не 50/50 и не в пользу клиента.
Под подвесом вы понимаете сам маятник или деталь 5 на схеме часов?
Если деталь 5, то первая причина - поврежденная погнутая пружина пендельфедера (деталь 10 на схеме), которая поджимает подвес в одну сторону и импульсов анкерного колеса не хватает для хода. Вторая причина - погнутость самого подвеса, это определяется на глаз.
Если сам маятник, то вероятнее всего неправильное положение поводка (деталь 6) относительно анкерной скобы (деталь 9).
Посмотрите комментарии 28-35 к статье. И естественно, что все это при условии правильной регулировки хода положением моста анкерной скобы.
К сожалению, дело это не очень простое и требует опыта или, по крайней мере, хороших навыков слесарных работ и наличия инструментов. Если делать правильно, то:
- размечаются перекрестия, определяющие центр отверстия
- отверстие в платине рассверливается
- в отверстие запресовывается пробка
- по перекрестиям в пробке засверливается новое отверстие чуть меньше диаметра цапфы
- разверткой доводится до точного размера
- засверливается масленка.
Есть не очень правильный и довольно варварский вариант, поможет не очень надолго, но попроще.
- вставить в отверстие стержень по диаметру цапфы, например, хвостовик сверла
- стянуть отверстие вокруг сверла со стороны выработки с помощью керна
- при необходимости пройтись в отверстии разверткой и восстановить масленку
Но если часы вам дороги, то ищите хорошего мастера, спрашивайте на часовых форумах.
Только при личной встрече с осмотром часов. А это возможно осуществить если вы в Астрахани. В противном случае я не рискну, слишком велик риск повреждения при пересылке и возникновения претензий по этому поводу.
1. Ход работал нормально, но часы не били, после обращения к специалисту, который заверил, что все работает, ход продолжал работать, а вот бой работал только если потянуть с некоторым усилием гирю боя вниз, а через некоторое время часы ка-будто заклинило и вообще встали......
С уважением, Георгий.
Похоже, что часы были загрязнены, и нормального усилия гири не хватало для проворачивания механизма боя. В то время, скорее всего, все можно было решить промывкой и смазкой.
Непонятно значение "некоторого усилия", поэтому что произошло заочно не определить. Тем более, что и конструкция механизма неизвестна. Возможно, что просто рычаги боя не смогли вернуться в обычное положение из-за загустевшей смазки, это не страшно. В худшем случае возможны более серьезный повреждения, вплоть до излома зубьев или облома цапф колес. Опять-таки, заочно не определить.
Если есть в наличии более-менее правильно заточенные руки, то доставайте механизм, осматривайте, грубые проблемы увидите. С этим только к мастеру, без навыков и инструментов тут не получится. Если ничего подозрительного нет, то разборка-промывка-сборка-смазка-регулировка.
Если самостоятельно никак, то ищите мастера (не "специалиста"). Тут вам только уповать на удачу.
И как вес гири можно проверить?
P.S. Относительно специалиста - посчитал, что если нет рядом человека, то нехорошо его ругать и т.д....
Для этого (при исправном, чистом, смазанном и отрегулированном механизме!) навешивать грузики, пока механизм боя не начнет уверенно стартовать и поднимать молоточки боя. После этого можно прибавить ~15-20% на загрязнения до следующей промывки. Если делать очень аккуратно и не проливать, то можно использовать пластиковую бутылку, постепенно добавляя в нее воды.
И механизм надо чистить не реже, чем раз в 2-3 года.
И еще висят не вертикально. Задняя стенка точно не родная. Может бывшие хозяева неровно установили железку, на которую ставится механизм. Возможно ли это исправить какой-либо регулировкой?
Возможно, маятник не родной. Посмотрите на платинах, может быть указана длина маятника, на которую рассчитан механизм. Физику не обманешь, период колебаний маятника на Земле зависит от его длины.
Цитирую nvv057:
Надо смотреть механизм, бывает что изогнут поводок маятника. Но чаще всего для исправления нужно изменить положение вилки-поводка относительно анкерной скобы, там предусмотрена посадка на трении.
Это только в крайнем случае.
Заочно тут решить вопрос трудно. Думаю, что вам стоит обратиться с этим вопросом к тому же часовщику, который чистил, чтобы он посмотрел в живую. Или на профильные форумы, где выложить фото часов и маятника.
Следуя Вашим советам запустил описанные Вами часы. Но остался вопрос с пендельфедером. Лопнула одна пластина....в разных источниках предлагают заменить на лезвие с отжигом или автомобильный щуп толщиной 0,05-0,06 мм...что вы посоветуете для замены родной пружинки?
Вам надо просто переставить минутную стрелку. Минутная стрелка стоит на квадратной оси. То есть относительно оси ее можно поставить в четырех положениях. Из них два правильных, совпадающих с положением двух плеч внутреннего кулачка запуска боя, и два неправильных.
Просто снимите минутную стрелку и переставьте ее на 90 градусов в любую сторону. Бой затем отрегулируйте ручным запуском.
Вы пишите "Я промываю пружины без вынимания - плохо, но куда деваться".
А как Вы их смазываете в барабане?
Процесс не описан, или я не внимательно прочитал статью.
И еще вопрос, помогите установить год изготовления часов, на обратной стороне механизма: слева выбито W277, в центре клеймо (корона якорь c G B), а справа выбито 369, причем шрифт левых и правых цифр отличается. Фото к сожалению пока не могу показать
Просто по торцу витков. Плохо, но куда деваться. Если найдете хорошего мастера с необходимыми приспособлениями, то конечно лучше к нему. У нас таковых нет, а после "часовых слесарей" лучше точно не будет.
Цитирую СергейK:
Без фото сложно, играет роль конструкция самого механизма, циферблата и корпуса, материал деталей и даже конкретный вид клейма.
По описанию предварительно - фабрика "Gustav Becker" в г. Фрайбург, Германия (сейчас Польша), первая четверть 20 века.
Насчет "часовых слесарей" Вы правы. Пришлось столкнуться, правда не мне а моей тёще (это ее часы). Лет 10 назад она отдала эти часы "мастеру", часы вернул рабочими, но звук гонга стал другой. Тёща все печалилась, что раньше так красиво звучали а сейчас нет ((. На прошло и года как часы опять стали. Потом они долго весели просто как украшение, пока у меня руки до них не дошли )).
И что-же я увидел когда вынул механизм из корпуса, все залито окаменевшей смазкой, а вместо оригинального Беккеревского гонга прикручен другой наверное от советских часов. Вот и отдавай незнакомым мастерам в ремонт, возможно он еще и другие детали "позаменял"
Олег, хотел бы с Вами проконсультироваться по поводу разборки моих часов. Если это возможно, куда можно было бы скинуть фотографии?
Подскажите пожалуйста, как решить проблему. Часы RUBY, механизм похож на Канцлер. Снял, промыл, смазал, все работает стучит, ходит, не без нюансов конечно, Но главный вопрос: смазал сходу и ось ветровика, начался бой без пауз....обезжирил поправил, прижал к оси, перестали бить совсем. Как отрегулировать? или что делать?
Ветрянка отвечает только за темп боя. К бою без перерывов или к отсутствию боя отношения не имеет, если только не заклинила в отверстиях платин.
Для выяснения причины нужно на механизме со снятым циферблатом проверить работу боя. Молоточек боя при этом лучше поднять, чтобы не было нагрузки на механизм. Теперь в исходном состоянии проверить скат механизма боя за шестерню 5 (Цифры по фото автоматики механизма боя в статье.). Она должна легко прокручиваться в одном из направлений на 1/4-1/2 оборота, в другом направлении жестко упираться, это обеспечивается штифтом на рычаге 4, упирающимся в выступ кулачка 6 ("улитка").
После этого проверить подъем рычагов 2-3 и 4-7. Они также должны подниматься легко, возможно со щелчком, но легко. Ну а дальше смотрите что происходит. При нажатии сверху на фигурный завиток справа, поднимается рычаг 2-3, плечо 3 поднимает плечо 4 рычага 4-7. Штифт рычага 4 освобождает кулачок 6. Колесо 5 должно провернуться приблизительно на половину оборота,
после чего штифт колеса упирается в отогнутый конец поднятого рычага 3.
Если нет движения, то попробуйте легко подтолкнуть колесо 5. Далее при отпускании рычага штифт колеса 5 освобождается, а штифт рычага 4 уже находится на выступе кулачка 6 и не мешает вращению. Вот тут и смотрите что не так.
В вашем случае дело, скорее всего, в неправильном положении кулачка 6 на четырехгранной оси. Из-за этого считывающий рычаг 7 не может упасть в прорезь программного колеса 8, и бой не останавливается. Или напротив, рычаг 7 не успевает подняться, наезжает на выступ программного колеса и заклинивает механизм. Меняйте положение кулачка на оси и пробуйте запускать.
Именно так и поступают часовые "мастера", чтобы по-быстрому получить оплату и спровадить клиента. Только отверстия в платинах под цапфы при этом практически не промываются. А так ничего, на полгодика хватит - потом еще придет.
Смотрите по схеме механизма хода на втором чертеже в статье. Вилка-поводок (6) и анкерная скоба (9) размещены на одной оси. При этом вилка-поводок закреплена не жестко, а может вращаться относительно оси.
Если корпус часов уведен влево:
- вытаскиваете механизм и смотрите на него со стороны задней платины.
- аккуратно придерживая анкерную скобу (не сломайте цапфы оси!), немного проверните вилку-поводок вправо.
- ставите механизм обратно и проверяете, в зависимости от результата повторяете регулировку.
Если корпус смещен вправо, поводок проворачивать влево.
Затягивание мелодии явно говорит о медленном движении механизма, что в подавляющем большинстве случаев объясняется выработкой масла и загрязнением. Поэтому нужно чистить и смазывать, тем более после 13 лет эксплуатации.
С пружинами, скорее всего, все нормально. Вы просто не давали пружинам боя и мелодии полностью раскручиваться, как пружине хода. Не очень хорошо, но не критично.
Снимаются барабаны при полной разборке механизма с разъединением платин. Возможно, придется выпрессовать детали с осей барабанов, если они не дают их вынуть. Снимать барабаны и вынимать пружины для промывки и смазки желательно, но есть нюанс.
Насколько я понимаю, часы Hermle это современный промышленный новодел. Судя по фотографиям в интернете там механизм боя с гребенкой. Конструкция для самостоятельной разборки без опыта сложновата. Не говоря уж о вынимании пружин без специальных приспособлений. А стоимость механизма весьма существенная. Я бы посоветовал обратиться в сервисный центр.
Колеса устанавливают на переднюю платину (она хоть в данном случае просто плоская пластина, но имеет название плАтина) от больших к меньшим. Собрать механизм неправильно просто не получится, на чужое место колеса не поместятся или не войдут в зацепление с соседними.
После установки всех колес на механизм накладывают заднюю платину с небольшим перекосом, чтобы в свои отверстия вошли оси барабанов и больших колес нижней части механизма. Цапфы осей колес в верхней части просто упрутся в платину. Теперь по очереди, от больших колес к меньшим, пинцетом вводят цапфы осей в отверстия задней платины. По мере установки осей платина постепенно садится на свое место.
если у Вас бой не ровно бьет в 6 или 12, то надо взять квадратный надфиль и вставить в снятую минутную стрелку и с небольшим усилием провернуть сердцевину на нужный размер.
С уважением
Как делается в почти новых - не знаю. В старых конструкциях поводок напрессован на втулку, которая, в свою очередь, напрессована на ось анкерной скобы. Случайно развалить такое соединение довольно трудно. Способ ремонта зависит от того, как у вас все это крепилось и как сломано, это надо видеть детали.
Олег, спасибо за столь подробную информацию.
Почистил и смазал старые часы по Вашим рекомендациям. Сначала, правда опустил в ванную с бензином, так как побоялся разбирать. Но через день подумал и ... глаза бояться, а руки делают. Разобрал всё, только не выпрессовывал детали. Заодно выпрямил все проволочные рычаги боя, и выставил молоточки. Бой стал прямо "музыкальный".
У меня остались сомнения и вопрос соответственно.
Изначально, когда крутил минутную стрелку - она двигалась свободно и легко. После полной разборки, мытья, смазки - минутная стрелка стала крутиться туго и не равномерно, иногда "закусывая". При этом ускорялся ход часов (маятника), причём всё это как бы рывками и с шумом проворачиваемого механизма. То есть я стрелкой крутил все шестеренки.
Если я правильно понял, то вал минутной стрелки входит в центральное колесо 4, причём там он сидит не "мёртво", а вращается не зависимо. То есть, когда часы идут, центральное колесо 4 передает момент на вал минутной стрелки и она вращается. Когда мы крутим минутную стрелку вручную, то вал вращается, но центральное колесо 4 остается не подвижно.
Я правильно понимаю механику механизма?
Взял и стал разрабатывать вал минутной стрелки туда-сюда, и даже капнул капельку вазелинового масла в место стыковки вала и центрального колесе 4, и с каким усилием должен он там "проскальзывать"
Вот теперь сижу и думаю, так ли я всё сделал правильно. Но повлечет ли это отставание часов из-за проскальзывания вала и центрального колеса 4?
Как плотно должен сидеть вал в центральном колесе 4 и с каким усилием он там должен "проскальзывать"
У вас, как я понимаю, посадка оси на трении. Не вижу смысла особенно разрабатывать это сопряжение, не так уж часто оно используется. Как объяснить усилие посадки, затрудняюсь сказать. По приблизительным ощущениям граммов 20 на конце минутной стрелки. Трение там должно обеспечить перемещение минутной стрелки, работу вексельной передачи, перемещение часовой стрелки и подъем рычагов боя.
Сильно не разрабатывал, только до устранения закусывания.
Теперь столкнулся с другой проблемой, часы останавливаются в разное время. То есть, через 8, 14, 16.... часов. Думаю, что все дело в регулировках.
думаю начать с вилки-поаодка. Подскажите методику выставки вилки-поводка 9 относительно скобы 6.
Если часы идут по много часов и останавливаются произвольно, то скорее всего дело в неравномерном ходе. Попробуйте на слух перемещением корпуса на подвесе выставить часы так, чтобы тик-так был максимально равномерный. То есть чтобы интервал тик-так был одинаковым с так-тик.
А вот потом, если корпус при правильном ходе сильно отклоняется от вертикального положения, то регулируется положение поводка относительно анкерной скобы. Других функций эта регулировка не несет.
Выставить поводок относительно анкерной скобы.
На листе бумаги чертим три параллельные линии, через 2-3 мм. Заводим бумагу между платиной и поводком. Совмещаем центральную линию по длине поводка (вертикально).
Далее начинаем отводить поводок в сторону, слегка придерживая к низу, до щелчка (схода зуба с анкерной скобы). Замечаем положение поводка относительно центральной вертикальной линии на бумаге. Начинаем потихоньку отпускать поводок и отводить в другую сторону до следующего щелчка.
У меня второй щелчок оказался при вертикальном положении поводка.
Теперь вращая поводок, относительно анкерной скобы добиваемся чтобы щелчки (сход зуба колеса с анкерной скобы) были равноудалены от вертикального положения поводка.
Часы отставали сильно, маятник был закручен вверх почти до упора. После вот такой регулировки, часы за два часа убежали вперед на одну минуту :). Теперь можно и суточный ход регулировать
Спускаем завод пружины (обязательно).
Откручиваем мост и поднимаем его вверх. Начинаем опускать мост (с анкерной скобой) и одновременно вращаем анкерное колесо. Опускаем до тех пор, пока зуб колеса не войдёт в зацепление со скобой. На платине делаем отметку (это "верх"). Опускаем мост дальше, до тех пор, пока колесо не сможет вращаться - мешает скоба. На платине делаем отметку - "низ".
Мост с анкерной скобой должен стоять по центру, немного ближе к "низу". Заводим пружину и проверяем работу.
Данная настройка отвечает не только за работу маятника, но и за равномерное и полное использование энергии пружины во всем диапазоне.
Смещение "вверх-вниз" приводит к неравномерном суточном ходе, при полностью заведенной или или уже сработанной пружине.
Одинаковое время с большой вероятностью указывает на дефект деталей механизма. Осматривайте внимательно, нет ли изношенных или замятых зубьев шестерен, погнутых цевок в трибах, погнутых цапф валов, износ отверстий в платинах.
Если время остановки около часа или получаса, то механизм запуска боя. Ну и вообще на предмет загрязнений и смазки.
Такой вопрос, запускаю старые часы Lenzkirch. Маятник висит на "пендельфедер", закрепленном на корпусе часов. Если снять механизм (маятник останется на корпусе), завести ходовую пружину, то вилка-поводок 6 должна быстро отщелкивать туда-сюда, пока не кончится завод пружины? В вашем случае достаточно снять подвес 5, и вилка-поводок начнет щелкать туда-сюда? Или нужна инерция маятника?
Если механизм стоит ровно, то щелкает.
Изначально считаем, что часы чистые, смазанные, ход нормально собран и отрегулирован, висят ровно по равномерному ходу.
Тогда при такой остановке стабильно через 10-11 часов и пуску только по минутной стрелке, я бы заподозрил повреждение стрелочной передачи (она сразу за циферблатом) - вексельное или часовое колеса.
По бою. Смотрите по фото механизма боя в статье. Возможно, что программное колесо 8 изготовлено с некоторой погрешностью. При этом считывающий рычаг 7 именно на этих позициях падает слишком рано, не давая пробить еще раз. Думаю, что можно попробовать переставить кулачок 6 на квадратной оси. Он может ставиться в четырех положениях относительно оси, скорее всего, в каком-то из них бой выровнится. Ну или плохой вариант. что кто-то зачем-то подпилил программное колесо. Тут только наращивать припоем, но это другая история.
Спасибо.
Большие часовые механизмы вообще довольно лояльно относятся к маслу. Тефлоновое масло по сути суспензия фторопластовых частиц в минеральном масле. И основа там скорее всего что-то вроде обычного приборного масла. Так что вполне подойдет, надо только поглядывать, чтобы не высохло. Но перед вазелиновым, если уж нет специального часового, особых преимуществ не имеет.
WD-40 это смесь средних фракций нефти (уайт-спирит, керосин) и маловязкого масла. Из-за большой текучести керосина WD-40 просто не удержится в масленке и растечется по платине.
Раз разбирать боязно, то сделать ничего невозможно. Ищите мастерскую, для Hermle их много, может быть найдется неподалеку.
Не знаю конструкцию Hermle, да их и не одна наверняка для разных моделей, но для классической с программным колесом такое бывает, если не отрегулировано положение фигурного кулачка, и края прорезей программного колеса наезжают и зажимают считывающий рычаг. На бой получасов это не влияет, так как они задаются шириной прорези в колесе. То есть симптомы очень похожи.
Если ремонт невозможен, а с отключенным боем ход нормальный, отключите бой. Будут ходить, пока смазка окончательно везде не высохнет. Вряд ли их с 2003 года кто обслуживал.
Спасибо за Вашу помощь людям! Причем бескорыстную, а это так редко в наше время. Купил настенные часы "Янтарь" с трудным детством и решил своими силами восстановить их работоспособность. Правда знания в области авиационных двигателей. Помалу разбираю и учу матчасть - зима длинная, пенсия. Набрел на Ваш блог и уверенности сразу прибавилось. Так держать. Еще раз спасибо за помощь людям. Доброго Вам здоровья. Владимир, Москва.
Вес гирь для таких часов обычно 400-500 граммов, для хода и боя чаще всего гири одинаковые. Можно подобрать, подвесив вместо гири пластиковую бутылку с водой, начать с 300 граммов и добавлять по 50, добиваясь, чтобы часы уверенно шли и отрабатывали полный ход гири без существенного отклонения от точного времени (+/-несколько минут). Перегружать не надо, цапфы и отверстия платины будут быстрее изнашиваться.
Естественно, промывать в корпусе не надо. Механизм из корпуса должен выниматься, как-то же он туда попал. И наглухо закрытого корпуса быть не может, если, например, соскочит цепь гири, как ее обратно на колесе поправить?
Проскакивает анкерная шестерня и подвижность оси анкерного колеса - это не только не отрегулирован анкерный ход, он вообще не закреплен. Его нужно отрегулировать и мосты зафиксировать. В статье и выше в комментариях есть описание.
Если под якорем вы имеете в виду поводок маятника (деталь 6 в первой схеме в статье), то ходить такие часы не будут. Там на маятник передается мизерная энергия для поддержания хода, все должно быть жестко.
За циферблатом справа сверху есть рычаг, при нажатии на него срабатывает бой. Этим и подгоняйте.
Ну и цифры 4 слева от надписи и 38 справа (наверняка длина маятника). Если что-то подскажите - буду очень признательным.
Я на Авито брал, с доставкой. Если поверите рекомендации, то продавец "My time".