Homo habilis. Журнал для умелых людей

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Циферблат старинных часов

William Warby, flickr.com CC BY

Старинные настенные часы с боем - это квинтэссенция точной механики и эстетического наслаждения. Громкое тиканье часов наполняет дом уютом и теплом. Но иногда тиканье неожиданно смолкает. Бывает, что это связано с износом или поломкой механизма. Но гораздо чаще дело в банальном загрязнении и загустевшей смазке. Человеку умелому вполне по силам решить проблему своими руками…

Настенные часы с боем фирмы Kienzle весьма распространены в России. До первой мировой войны немецкие часы импортировались официально в изрядных количествах, а после Великой Отечественной солдаты, возвращаясь из Германии, частенько везли с собой трофейную точную механику.

настенные часы Kienzle

Историю именно этих часов проследить, наверное, уже невозможно. По крайней мере, в нашей семье они находятся уже более полувека, а что было до этого – скрыто в глубине лет. Но кое-что установить можно. Фирма Kienzle использовала для клеймения механизмов настенных часов несколько логотипов. На механизме этих часов проставлено клеймо Flügelrad (крылатое колесо).

клеймо фирмы Kienzle - Flügelrad

Именно такое клеймо – с колесом в виде циферблата без стрелок и с надписью Kienzle – было зарегистрировано в 1898 году и использовалось вплоть до 1922 года, когда на логотипе вместо часового циферблата появились часы со стрелками, а крылья стали более простыми и графичными.

Надпись D.R.PATENT означает Deutsches Reich Patent – патент германской империи и применительно к часам обычно использовалась вместе с номером 147023. Это патент Э. Шленклера на механизм боя с вынесенным на переднюю платину счетным колесом.

DR PATENT 147023

На механизме номера патента 147023 нет, но если присмотреться к форме рычагов механизма боя и расположению колес - конструкция один в один.

механизм боя часов Kienzle DR PATENT 147023

Механизмы по патенту 147023 выпускались фирмой Kienzle с 1902 по 1914 год, что не противоречит клейму. Оставшиеся обозначения 43 см/104 представляют собой чисто техническую информацию – длину подвеса маятника (43 см) и количество его ходов в минуту (104).

Таким образом, можно сделать вывод, что часы изготовлены в период с 1902 по 1914 год. Часы, скорее всего, оригинальные, так как стекло дверки корпуса с фацетом (широкой фаской по краю), а сзади на корпусе есть две наклейки на немецком языке. Одна практически уничтоженная и нечитаемая, а вот вторая сохранилась полностью.

наклейка на часах Kienzle

Надпись «Diese Schraube mit Messing-kopf ist vor Ingangsetzen der Uhr zu entfernen» Google-переводчик интерпретировал как «Этот винт с бронзовой головкой необходимо удалить перед запуском часов». Винт, кстати, оставлен на месте, так как без него бой часов становится мягким и тихим, кабинетным. А сейчас это мощный и раскатистый, почти колокольный звук. Насколько я понимаю, ничего страшного в этом нет, просто Rundgong превратился в Tonfeder, обе конструкции широко используются в часах с боем.

Как устроены настенные часы с боем?

Промывку и чистку настенных часов обычно проводят с полной разборкой часового механизма. И перед такой ответственной операцией стоит познакомиться с устройством часов, чтобы случайно чего-нибудь не напортачить.

В данном случае имеется маятниковый пружинный часовой механизм с боем часов и получасов.

Загрузка...

механизм настенных часов

Устройство само по себе довольно простое, но разобраться в нем по фотографии затруднительно. Поможет схема, приведенная в книге В.В. Трояновского «Ремонт часов», выпущенной в 1961 году.

Практически все детали механизма хода размещаются между двумя пластинами – передней и задней платинами 2. Передней считается платина со стороны циферблата (на схеме справа).

схема часового механизма настенных часов

Источником энергии является пружина, размещенная в барабане 1. С барабана вращение передается на добавочное колесо 3, центральное колесо 4, промежуточное колесо 7 и анкерное колесо 8.

Зубья анкерного колеса имеют особую форму, позволяющую ему взаимодействовать со скобой 9 анкерного хода. Движением скобы через вилку-поводок 6 управляет маятник (на схеме не показан), размещенный на подвесе 5. Подвес закреплен на детали 10 с чудным названием «пендельфедер», что, впрочем, в переводе с немецкого означает всего лишь «пружина маятника».

На выступающей оси центрального колеса расположена стрелочная передача – минутный триб 11, вексельное колесо 12 и соосное с минутным часовое колесо 13. Минутная и часовая стрелки насажены на оси минутного и часового колес соответственно.

Под минутным трибом на той же оси находится двузубый кулачок, связывающий ходовой механизм с механизмом боя. Двузубый кулачок вращается вместе с минутной стрелкой и два раза в час запускает бой часов.

схема механизма боя настенных часов

Колесный механизм боя также расположен между платинами и включает в себя: пружину в барабане 1, добавочное колесо 2 с расположенным на той же оси программным колесом, подъемное колесо 3, несущее на своей оси подъемные звездочки для молоточков боя, первое стопорное колесо 4, второе стопорное колесо 5 со штифтом, регулятор частоты вращения («ветрянка») 6.

Вся автоматика механизма боя расположена перед передней платиной сразу за циферблатом.

механизм боя часов Kienzle

Механизм включает в себя двузубый кулачок минутной оси 1, подъемный рычаг 2, образующий единую деталь с рычагом замыкания 3, который поднимает рычаг отмыкания 4, опирающийся штифтом на кулачок 6. Также рычаг замыкания 3 при поднятии удерживает штифт колеса 5 (второе стопорное колесо). Рычаг отмыкания жестко связан со считывающим рычагом 7, который взаимодействует с программным колесом 8.

Работа механизма боя состоит из этапов подготовки к бою и непосредственно боя. Подготовка к бою проходит за 3-10 минут (зависит от формы кулачка 1) до времени боя. При этом кулачок 1 постепенно поднимает рычаги 2 и 3, а через них и рычаги 4 и 7 до тех пор, пока штифт рычага отмыкания 4 не выйдет из зацепления с выступом кулачка 6. Механизм боя проворачивается до зацепления штифта колеса 5 с выступом поднятого рычага замыкания 3. Колесо 5 успевает сделать около половины оборота. Механизм готов к бою.

При дальнейшем повороте кулачка рычаг 2 падает с зуба кулачка, деталь поворачивается, и рычаг замыкания 3 освобождает штифт стопорного колеса 5. Система начинает работать, подъемное колесо поднимает молоточки и сбрасывает их на тонфедер (спиральный гонг).

За один оборот кулачка 6 проходит один удар молоточков. Дальнейшая работа механизма зависит от положения программного колеса. Если считывающий рычаг 7 находится над прорезью программного колеса 8, то штифт рычага отмыкания, скользя по профилю кулачка 6, упрется в выступ кулачка и остановит механизм. Так пробиваются получасы.

Если же считывающий рычаг находится над выступом программного колеса, то опуститься рычаг не сможет, штифт рычага отмыкания 4 не упрется в выступ кулачка. Кулачок сделает еще один оборот, а молоточки – еще один удар. И так до тех пор, пока считывающий рычаг не упадет в следующую прорезь программного колеса. Количество ударов зависит от расстояния между двумя вырезами. Один оборот программное колесо делает за 12 часов – полный цикл работы механизма боя.

Какие инструменты понадобятся для работы?

В отличие от наручных часов, детали настенных гораздо более крупные и прочные, поэтому никакого специального «часового» инструмента не понадобится. Тем не менее, неплохо бы иметь:

  • пинцеты (1-2 штуки)
  • небольшие плоскогубцы, пассатижи или гаечный ключ подходящего размера
  • жесткая щетка (зубная с укороченной щетиной)
  • настольные тисочки или какое-то приспособление для закрепления механизма в удобном для работы положении

Как разобрать настенные часы?

При разборке часов, прежде всего, снимают маятник, чтобы не повредить пружину пендельфедера. Маятник чаще всего просто висит на крючках. После этого выкручивают два шурупа или винта, крепящие механизм, и выдвигают его из корпуса.

шурупы крепления механизма часов в корпусе

Дальнейшую разборку можно вести на столе. Сначала снимают стрелки. Обычно они крепятся стальным штифтом, но здесь штифт кто-то заменил кусочком медной проволоки.

крепление стрелок настенных часов

Штифт или проволоку снимают. После чего снимают стрелки. Минутная сидит свободно на квадратной оси, а вот часовая – на круглой и удерживается на трении. При снятии часовой стрелки нужно чем-то придерживать полую часовую ось, иначе можно повредить часовую шестерню.

После этого снимают циферблат. Он удерживается четырьмя штифтами, которые можно легко вынуть пассатижами.

крепление циферблата настенных часов

Теперь открывается доступ к механизмам под циферблатом и можно спустить заводные пружины.

барабаны пружин настенных часов

Пружина удерживается через храповое колесо 1 собачкой 3, которую поджимает плоская пружина 2. Для спуска пружины на квадратный конец оси надевают заводной ключ и, отводя собачку пинцетом, осторожно распускают пружину. Делать это лучше вдвоем по пол-оборота за один раз, так как пружина очень мощная. Точно также распускают и вторую пружину.

Теперь пришла очередь снять все навесные детали. К ним относятся: подвес маятника с пендельфедером, рычаги механизма боя, часовое и вексельное колеса. Все эти детали крепятся штифтами.

детали настенных часов

Также откручивают два винта и снимают прижимные планки с храповыми колесами заводных барабанов. Храповые колеса с виду одинаковы, но не взаимозаменяемые, их важно не перепутать.

Теперь можно отпустить крепежные гайки со стороны одной из платин и аккуратно разъединить их. Механизм превращается в груду отдельных частей.

разобранный механизм настенных часов

Барабаны пружин нужно пометить, чтобы не перепутать. Несмотря на то, что с виду они абсолютно одинаковы, пружина в барабане боя сильнее. У меня программное колесо снять с оси без приложения чрезмерных усилий не удалось, барабан боя остался на месте, поэтому перепутать их не получится. Также на месте осталась и ось центрального колеса с минутным трибом.

Как промывать детали настенных часов?

После разборки производят ревизию состояния деталей. В случае износа или повреждения производят ремонт. Описание способов ремонта деталей настенных часов выходит за рамки данной статьи. Скажу лишь, что при наличии желания и соответствующего оборудования восстановить можно практически все. А в данном случае необходимо всего-навсего хорошо промыть и очистить механизм.

Промывают детали часовых механизмов в высокоочищенном бензине-растворителе типа «Галоша» или «Калоша» (Нефрас С2-80/120). Он продается в хозяйственных магазинах. Для промывки лучше использовать емкость подходящего размера из стойкого к бензину материала (нержавеющая сталь, глазурованный фарфор, стекло). По мере загрязнения бензин меняют.

Зубчатые колеса, рычаги и платины очищают жесткой щеткой (зубной со срезанным до 5-7 мм ворсом), отверстия в платинах аккуратно прочищают деревянными зубочистками до тех пор, пока зубочистки не перестанут пачкаться.

Существует соблазн отдраить детали с применением абразивных материалов, но так делать нельзя. Для защиты от потускнения в старых часах часто использовалось покрытие деталей лаком, который легко повредить. Деталь с поврежденным лаковым покрытием тускнеет после чистки очень быстро.

Барабаны пружин промывают в открытом виде. Перед вскрытием барабанов нужно пометить положение крышки, чтобы поставить ее потом в точно такое же положение.

барабан пружины настенных часов

Также хорошо вынуть пружину, промыть и смазать вне барабана. Для извлечения и установки пружины в барабан используют специальные приспособления или просто сильные руки. При заправке пружины вручную необходимо соблюдать меры предосторожности: работать в хлопчатобумажных перчатках и защитной маске или хотя бы очках. Кроме того, при такой заправке легко повредить край пружины. Поэтому я вытаскивать пружины не рискнул, ограничившись промывкой и смазкой при открытой крышке.

Как собрать настенные часы?

Сборку механизма лучше производить на подставке, которая позволит закрепить переднюю платину в горизонтальном положении. Но можно собирать и просто на столе.

Сначала устанавливают на место барабаны пружин, промежуточное и центральное колеса ходового механизма, добавочное колесо с программным диском механизма боя. Эти детали хорошо удерживают друг друга и проблем не создают.

сборка механизма настенных часов

Теперь устанавливают остальные колеса механизмов хода и боя. Колеса устанавливают по принципу «матрешки наоборот» - от больших к меньшим. Собрать механизм неправильно просто не получится, на чужое место колеса не поместятся или не войдут в зацепление с соседними трибами.

После установки всех колес на механизм накладывают заднюю платину с небольшим перекосом, чтобы в свои отверстия вошли оси барабанов и больших колес нижней части механизма. Цапфы осей колес в верхней части, скорее всего, просто упрутся в платину. Если длина резьбы на нижних колонках позволяет, то можно слегка зафиксировать платину двумя гайками.

Теперь по очереди, от больших колес к меньшим, пинцетом вводят цапфы осей в отверстия задней платины. Платина при этом слегка прижимается рукой, но так, чтобы не повредить цапфы осей колес. По мере установки осей платина постепенно садится на свое место. После окончательной установки производится фиксация платины всеми четырьмя гайками на колонках.

Теперь нужно проверить правильность сборки. Колеса должны вращаться свободно, без малейших заеданий. Если все в порядке, то устанавливаются навесные детали (храповики барабанов, рычаги механизма боя) и мост с анкерной скобой.

Мост крепится на двух винтах и требует регулировки. Может быть, существуют какие-то специальные способы точной установки моста, но я делал так. Установил механизм строго вертикально, прихватил мост винтами, чтобы можно было сдвигать его с небольшим трением. Немного завел пружину хода, и передвигал мост, одновременно слегка подталкивая вилку-поводок анкерной скобы. И в какой-то момент механизм затикал. Теперь осталось отрегулировать ровный и устойчивый ход, закрепить мост окончательно и проверить работу анкера с маятником.

Смазка настенных часов

Смазка настенных часов производится часовым маслом. Оно имеет низкую вязкость и долго не высыхает. К сожалению, достать его довольно сложно. В качестве заменителя проще всего использовать вазелиновое масло, которое легко купить в аптеке. По своей вязкости оно хорошо подходит, а в старых книгах по ремонту часов и вовсе предлагается для смазки крупногабаритных часов как полноценное часовое.

Ни в коем случае нельзя смазывать часы другими, не предназначенными для этого маслами – моторным, силиконовым и уж, конечно, подсолнечным. Свойства этих масел совершенно не соответствуют требованиям – они имеют высокую вязкость, быстро сохнут, коксуются. Максимум, чего вы добьетесь, это необходимости повторной чистки буквально через несколько дней.

В настенных часах смазываются цапфы осей колес нанесением небольшого количества масла в углубления платин возле отверстий (от 1/2 до 2/3 объема углубления), анкерная скоба, цапфы осей рычагов механизма боя. Зубчатые колеса и трибы смазывать не надо.

Регулировка настенных часов

Теперь осталось окончательно собрать механизм, установив на место циферблат и стрелки, и установить часы в корпус. При этом нужно проверить звук боя, при необходимости подогнуть молоточки.

Настенные маятниковые часы очень чувствительны к положению корпуса часов. Выставляется правильное положение на слух по звуку хода часов. Тиканье должно быть равномерным и устойчивым. Бывает, что после регулировки положение часов слишком уж заметно отличается от вертикального. Для исправления нужно изменить положение вилки-поводка относительно анкерной скобы, там предусмотрена посадка на трении. После этого необходимо снова выставить положение часов. Для фиксации положения часов в нижней части корпуса есть два винта с заостренными концами, их слегка вдавливают в стену.

фиксация корпуса настенных часов

Осталось выставить точность хода. Для этого устанавливают часы по сигналам точного времени и проверяют расхождение через сутки. Регулируется ход изменением длины маятника с помощью регулировочной гайки. Если часы спешат, то гайку следует открутить, увеличив длину, иначе закрутить. Один оборот гайки обычно соответствует изменению хода на одну минуту в сутки.

гайка регулировки хода часов на маятнинке

Хорошо вычищенные и настроенные часы убегают или отстают не более чем на несколько секунд в сутки. Вазелиновое масло сохнет быстрее, чем специальное часовое, поэтому осматривать часы желательно каждые полгода и своевременно повторять смазку (не реже одного раза в 2-3 года).

 

Комментарии   

#1 Алена 15.10.2014 15:13
Достались часы старинные случайно. Ходят идеально, но бой глухой как зажатый. Что делать?
Цитировать
#2 Олег Антонов 18.10.2014 22:26
Цитирую Алена:
Достались часы старинные случайно. Ходят идеально, но бой глухой как зажатый. Что делать?

Подогните держатель молоточка, чтобы после удара молоточек гонга не касался.
Цитировать
#3 Юрий Завойко 01.03.2015 14:04
Перестали бить Lenzkirch. Пжлста, перечислите причины. Благодарен заранее и искренне. Юрий.
Цитировать
#4 Олег Антонов 01.03.2015 17:35
Цитирую Юрий Завойко:
Перестали бить Lenzkirch. Пжлста, перечислите причины. Благодарен заранее и искренне. Юрий.

Предполагать по такому описанию - дело неблагодарное. Хотя бы скажите, слышен ли звук работы механизма в положенное для боя время?
Насколько мне известно, часы Lenzkirch по конструкции аналогичны описанным Kienzle. Вынимайте из корпуса и смотрите в чем дело. Первоначально - заведена ли пружина боя и не лопнула ли она (усилие при заводке). Затем попробовать включить бой вручную, для этого есть рычаг за циферблатом (позиция 3 на фотографии в статье). Если не включается, попробовать аккуратно провернуть ветрянку или ближайшее к ней колесо механизма боя, убедиться, что проворачивается свободно, ничего не задевает лишнего, а зубья шестеренок в порядке. Возможно, что просто из-за выработки смазки не хватает усилия пружины, тогда промыть и смазать.
Если вручную механизм боя включается, то смотреть кулачок на оси минутной стрелки (за циферблатом) и взаимодействующий с ним рычаг. Во многих конструкциях при вращении минутной стрелки вручную против хода возможен отлом штифта на рычаге, тогда кулачок не поднимает рычаг, и бой не включается.
Если механизм включается, а молоточки не поднимаются, смотреть привод молоточков, возможно отломился или вывалился штифт, который взаимодействует с подъемной звездочкой.
Ну и последнее - если все в порядке, смотреть как молоточки располагаются относительно спирали гонга при установке механизма в корпус.
Цитировать
#5 Галина 25.05.2015 13:57
Уважаемый Олег, Ваша статья нам очень помогла, спасибо, однако часы ходить не хотят, словно не достает какой-то детали. Покачаешь маятник они пробегут в буквальном смысле слова, минутная стрелка бежит как секундная. Потом маятник сам затихает и часы стоят. Да, и молоточек поднимается невысоко, отчего звук тихий и неинтересный.
Может не хватает какой-нибудь чепуховины на пенделе? По Вашим фотографиям я не нашла, все также как и у Вас.
С уважением.Галина.
Цитировать
#6 Олег Антонов 25.05.2015 19:28
Цитирую Галина:
Может не хватает какой-нибудь чепуховины...

Здравствуйте, Галина.
При таком описании похоже, что все детали на месте. Все дело в работе анкерного хода. Посмотрите внимательно на анкерную скобу, медленно отводя маятник поочередно в одну и другую стороны. В какой-то момент времени одно плечо должно освободить зуб анкерного колеса и оно немного повернется, пока другой зуб не упрется во второе плечо. У вас этого не происходит, при освобождении зуба одним плечом второе плечо еще слишком высоко, и анкерная шестерня вместо тика просто крутится. Кстати, не мучайте часы в таком режиме, можно загубить кончики лучей анкерной шестерни и тогда все плохо будет.
Причин этой ситуации может быть несколько:
1. Второе плечо анкерной скобы вообще отломано, тогда беда. Это деталь из износостойкой закаленной стали, повторить из подручных материалов сложно.
2. Анкерная скоба погнута. Учитывая закалку маловероятно, поэтому причина чисто гипотетическая. Пытаться гнуть скобу не советую, лопнет.
3. Самое вероятное - мост анкерной скобы стоит слишком высоко. Отпустите крепежные винты и опускайте вниз. Критерий правильной регулировки - устойчивый сильный ход, без проскоков.
Цитирую Галина:
Да, и молоточек поднимается невысоко, отчего звук тихий и неинтересный.

Тут проще. Просто посмотрите как работает механизм во время боя, там все видно. За подъем отвечает штифт на оси молоточков, который взаимодействует с подъемной звездочкой. Если вы его вынимали, то могли вставить обратно слишком глубоко. Или штифт погнулся, а может частично обломился. Просто сделайте новый штифт чуть подлиннее, например из сверла подходящего диаметра или даже канцелярской скрепки, усилия там небольшие.
Также возможно, что молоточек в порядке, просто ослабло крепление гонга к корпусу, который является резонатором и усиливает звук.
Цитировать
#7 Иван 06.06.2015 06:46
Здравствуйте! Помогите пожалуйста! Часы Юнгенс, настенные, с маятником. Бой срабатывает на 13 минут раньше, как часовой, так и получасовой. Есть ли какая-нибудь схема подстройки боя к текущему времени без вскрытия? Пробовал, после срабатывания боя, передвинуть стрелку в перёд, на "ровно" (12 или 6)- не помогло, всё равно следующий Бой срабатывает раньше положенного! Уж очень не хочется отдавать часы неизвестным часовщикам на эксперименты и уж тем более лезть самому в механизм!
Спасибо!!!
Цитировать
#8 Олег Антонов 06.06.2015 23:02
Цитирую Иван:
Есть ли какая-нибудь схема подстройки боя к текущему времени без вскрытия?

Вам надо просто переставить минутную стрелку. Минутная стрелка стоит на квадратной оси. То есть относительно оси ее можно поставить в четырех положениях. Из них два правильных, совпадающих с положением двух плеч внутреннего кулачка запуска боя, и два неправильных.
Просто снимите минутную стрелку и переставьте ее на 90 градусов в любую сторону. Бой затем отрегулируйте ручным запуском.
Цитировать
#9 Галина 05.07.2015 19:55
Уважаемый Олег, попробовала сделать, как Вы велели, но впустую, мне кажется, что стерлись зубья анкерного колеса. Возможно его где-нибудь приобрести? И есть ли у нас такие мастерские, которые ремонтируют старинные часы, боюсь, что без них не обойтись. Заранее, спасибо за помощь.
Цитировать
#10 Олег Антонов 06.07.2015 22:20
Цитирую Галина:
И есть ли у нас такие мастерские, которые ремонтируют старинные часы, боюсь, что без них не обойтись. Заранее, спасибо за помощь.

Боюсь, что часовых мастерских сейчас вообще осталось немного. А если какая и возьмется, то ценник будет немаленький.
Думаю, что если проблема именно в анкерном колесе, то самое реальное - купить аналогичный механизм на запчасти, неисправные или разукомлектованные часы можно найти довольно дешево.
Цитировать
#11 Алекс 23.10.2015 13:39
Здравствуйте!
Подскажите пожалуйста, имеются настенные часы Keinzle. В течении последнего месяца при подзаводке заметил, что количество оборотов ключа стало сокращаться каждый раз, в итоге теперь просто невозможно завести часы - ключ не проворачивается вовсе. с чем это может быть связано? Механизм не чистился и не смазавшаяся очень давно.
Заранее спасибо за ответ!
Цитировать
#12 Олег Антонов 24.10.2015 14:23
Цитирую Алекс:
...при подзаводке заметил, что количество оборотов ключа стало сокращаться каждый раз, в итоге теперь просто невозможно завести часы - ключ не проворачивается вовсе.

Часы просто ходили все меньше и меньше на одном заводе из-за повышенного трения. А сейчас у вас пружина полностью заведена, но сдвинуть механизм не может. Почему?
Цитирую Алекс:
Механизм не чистился и не смазавался очень давно.

Вы же сами и ответили. Пора промывать и смазывать. Кстати, работа механизма без своевременной смазки может привести к износу посадочных отверстий осей шестерен в платинах, что, конечно, решаемо, но намного сложнее простой промывки.
Цитировать
#13 Алекс 24.10.2015 18:16
to Олег Антонов: спасибо за Ваш ответ!
Цитировать
#14 Александр 25.10.2015 20:25
Здравствуйте, Олег ! Нужен совет опытного. Буквально вчера приобрел Le Roi a Paris ( механика Yunghans , B13). В хорошем состоянии.Всё работает как надо. Маленький, но большой (для меня) вопрос - бой (час, полчаса) начинается примерно на минутку раньше, чем минутная стрелка достигает деления ровненько 6 и 12. Возможна какая либо корректировка боя в таком случае ? Про квадратную прорезь на минутной стрелке написано выше. Вроде не мой случай. Буду трепетно ждать Вашего совета. С уважением к Вашему опыту.
Цитировать
#15 Олег Антонов 27.10.2015 13:21
Здравствуйте, Александр. Опыта у меня особого нет, просто от деда осталось несколько экземпляров настенных часов, и, учитывая, что часовых мастерских сейчас практически нет, пришлось немного освоить.
Честно говоря, на такую погрешность лично я бы не обращал внимания во избежание повреждения часов при попытке исправить.
Но если хотите, можете попробовать. За запуск механизма боя отвечает фигурный кулачок на минутной оси под циферблатом. Начало боя определяется моментом падения рычага d с выступов 1 или 2 кулачка (рисунок к патенту в статье). У меня сейчас нет возможности разобрать часы, поэтому могу только предполагать, что кулачок на оси сидит не мертво и его можно (аккуратно!) немного повернуть. И второй вариант - подогнуть конец рычага или штифт, в зависимости от конструкции. Тоже очень аккуратно, чтобы не отломить.
Цитировать
#16 Александр 27.10.2015 22:15
Спасибо, Олег. Как получится - отпишусь. Согласен с Вами : главное -не навредить ( "лучшее" - враг "хорошего").
Цитировать
#17 Александр Владимиров 05.05.2016 16:18
Здравствуйте, Александр, недавно стал обладателем часов марки Густав Беккер. Вопрос: как определить правильность частоты боя, по моим предположениям, он слишком частый, наложение одного удара на другой. Продавец утверждает, что это правильный ритм. Что можно сделать (на уровне регулировки) для увеличения пауз между ударами. Заранее благодарю за ответ.
Цитировать
#18 Олег Антонов 06.05.2016 15:56
Цитирую Александр Владимиров:
Что можно сделать (на уровне регулировки) для увеличения пауз между ударами.

Ритм боя задается аэродинамическим тормозом (ветрянкой) - это позиция 6 на чертеже механизма боя в статье. Посмотрите, может быть, ее нет вообще.
Еще вариант - на ветрянке должна быть тонкая пружинная полоска, прижимающая ее к оси. Если ее нет, то ветрянка будет свободно проскальзывать на оси и не тормозить вращение.
Попробуйте аккуратно провернуть ветрянку - должны начать вращаться все связанные с ней зубчатые колеса.
Если все на месте и хорошо закреплено, то тогда продавец прав и мастер задумывал именно такой ритм боя. Никаких регулировок в механизме боя нет, все задано конструктивно.
Цитировать
#19 Александр Владимиров 23.05.2016 14:35
Никаких регулировок в механизме боя нет, все задано конструктивно.
Спасибо за участие, нашел описание работы ветряка Б. Л. Елисеев "Ремонт часов" стр. 250-251 1968г.
"5. Слишком быстрый бой-ослаб фрикцион ветряка"
Может кому пригодится.
Цитировать
#20 Николай 31.05.2016 21:14
Здраствуйте достались от старых хозяев страриные часы с боем с механизмом FMS.При более детальном осмотре механизме часов было замечено,что нет одной детали-"ветрянки".По внешнему виду она немного другая,а точее в виде колеса с пазом.Подскажите где ее можно приобрести или изготовить?
Цитировать
#21 Олег Антонов 01.06.2016 21:55
Цитирую Николай:
Подскажите где ее можно приобрести или изготовить?

Приобрести ее можно только в составе часов, неисправные или разукомлектованные часы можно найти довольно дешево.
Я не понял что вы имели в виду, говоря про колесо с пазом. Ветрянка обычно представляет собой плоскую пластинку, которая тормозит механизм за счет трения о воздух. Деталь не такая уж сложная и ответственная. Можно найти фото в интернете и сделать что-то похожее из кусочка медной или латунной пластинки толщиной 0,2-0,3 мм. Для крепления к оси использовать отрезок тонкой стальной проволоки
Цитировать
#22 Алексей 25.07.2016 10:58
Здравствуйте! На часах HAU глухой звук боя, грешу на то что молоток ударяет не по той части спирального гонг... Можете уточнить куда должен ударять молоточек?
Цитировать
#23 Олег Антонов 25.07.2016 18:17
Цитирую Алексей:
Можете уточнить куда должен ударять молоточек?

По большому счету, по какой конкретно части гонга бить никакой разницы нет, в этом можно убедиться, ударяя по гонгу "вручную" металлическим предметом.
Причина глухого звука чаще всего в том, что молоточек после удара касается гонга и глушит звук. В исходном состоянии молоточек должен быть отведен от гонга на несколько миллиметров. Удар наносится за счет упругости проволочной "ручки" молоточка. Попробуйте аккуратно отогнуть молоточек вверх. Также проверьте, что молоточек точно попадает по гонгу, а то может быть он бьет немного мимо проволоки. И проверьте состояние кожаной прокладки на молоточке, если она предусмотрена в вашей конструкции. Вполне возможно, что она износилась и молоточек из-за нее соскакивает в сторону при ударе.
Цитировать
#24 Алексей 03.08.2016 09:27
Здравствуйте! У меня вопрос касается оформления... Как должна в оригинале располагаться табличка под маятником, вниз или вверх ровной частью?
Цитировать
#25 Алексей 04.08.2016 21:19
Здравствуйте! На часах HAU не всегда запускается механизм боя. Если не запускается, стоит слегка крутнуть шестерёнку с ветровиком и он начинает работать... Вручную рычажком всегда работает. Можете подсказать причины?
Цитировать
#26 Олег Антонов 12.08.2016 10:08
Цитирую Алексей:
Можете подсказать причины?

Первое, что приходит в голову - загустевшая смазка и грязь. Часы стоит хорошо промыть и смазать часовым маслом.
Если все чисто, то стандартный способ - вынуть часы из корпуса, снять циферблат и внимательно следить за работой механизма при автозапуске боя. Там увидите что не срабатывает.
Цитировать
#27 Олег Антонов 12.08.2016 10:11
Цитирую Алексей:
Как должна в оригинале располагаться табличка под маятником, вниз или вверх ровной частью?

На всех фото в интернете фигурная сторона вверх, плоская вниз.
Цитировать
#28 Сергей 18.10.2016 20:13
Здравствуйте Олег. При установке часов на стену, запустить их удалось только после того, как довольно сильно оттянул их в сторону, то есть, часы висят на стене не строго вертикально, а косо. При попытке придать им строго вертикальное положение, они неизбежно останавливаются. Насколько понял, в статье вы описываете эту ситуацию так: "Бывает, что после регулировки положение часов слишком уж заметно отличается от вертикального. Для исправления нужно изменить положение вилки-поводка относительно анкерной скобы, там предусмотрена посадка на трении. После этого необходимо снова выставить положение часов"
Не могли бы вы подробнее описать этот процесс, чтобы я самостоятельно его смог реализовать. СПАСИБО!!!
Цитировать
#29 Олег Антонов 18.10.2016 20:58
Смотрите по схеме механизма хода на втором чертеже в статье. Вилка-поводок (6) и анкерная скоба (9) размещены на одной оси. При этом вилка-поводок закреплена не жестко, а может вращаться относительно оси.
Если корпус часов уведен влево:
- вытаскиваете механизм и смотрите на него со стороны задней платины.
- аккуратно придерживая анкерную скобу (не сломайте цапфы оси!), немного проверните вилку-поводок вправо.
- ставите механизм обратно и проверяете, в зависимости от результата повторяете регулировку.
Если корпус смещен вправо, поводок проворачивать влево.
Цитировать
#30 Сергей 19.10.2016 01:37
Есть прогресс! Сделал все по вашей инструкции и привел часы в вертикальное положение.. НО! Теперь возникла другая проблема - часы упорно не желают ходить с маятником.... постепенно замедляются и за минуту-полторы останавливаются вовсе... Если маятник снять, опять бегут...
Цитировать
#31 Олег Антонов 19.10.2016 18:44
А это чуть сложнее. Нужно регулировать положение моста анкерной скобы. Посмотрите - ось, на которой сидят анкерная скобы и вилка-поводок, одним концом находится в отверстии передней платины, а вторым - в отверстии специальной детали (мосте), который крепится к задней платине двумя винтами. Вот эти винты ослабляют и, перемещая мост вверх и вниз, добиваются устойчивого хода.
Цитировать
#32 Сергей 19.10.2016 20:56
Вроде бы удалось добиться хода маятника без этих действий, но, при этом, часы в течении суток могут остановиться (причем три раза останавливались, когда стрелки были в положении "без пяти какого-то часа"... Достаточно было качнуть маятник, и часы вновь продолжали ход..
Цитировать
#33 Сергей 20.10.2016 16:22
Действительно Олег - сложно весьма... Попытался проделать указанные вами действия, Но.. здесь опять проблема - непонятно в какой именно точке нужно фиксировать эти винты, к тому же, насколько я понял, на ход может повлиять и степень затяжки винтов. В общем, при регулировке ход вроде есть, но стоит установить механизм в корпус и повесить маятник - и опять осечка.. ((
Цитировать
#34 Олег Антонов 20.10.2016 22:19
Других вариантов нет, только эксперимент. Почитайте про анкерный ход. Колебания маятника поддерживаются энергией от пружины, которую передает на маятник анкерное колесо через анкерную скобу. Если скоба расположена неправильно, то энергия импульса снижается, и маятник в конце-концов останавливается. Тут только регулировать положение моста. Если и есть какие-то специальные способы точной установки моста, мне они неизвестны и до сих пор удавалось методом проб и ошибок довольно быстро выставить ход нормально.
Если мост и платина в районе моста не деформированы, то степень затяжки крепежных винтов влиять не должна. Но в любом случае очень сильно тянуть не надо, там нагрузки мизерные и ничего само по себе не открутится.
Кстати, остановка "без пяти какого-то часа" весьма симптоматична, именно в этот момент начинается подготовка к бою и нагрузка на механизм хода возрастает. Кстати, надеюсь часы хорошо промыты и смазаны?
Также возможен худший случай, когда анкерное колесо и анкерная скоба изношены и не дают выставить ход. Посмотрите на анкерное колесо, не изношены и не деформированы ли зубья, нет ли заметной выработки на анкерной скобе.
Попробуйте еще поспрашивать на профильных форумах, я ведь не специалист, так - некоторый опыт и самообучение.
Цитировать
#35 Олег Антонов 23.10.2016 11:36
Вот с одного из форумов:
В-общем, всё собираешь, выставляешь идеально по вертикали сам механизм, цепляешь на анкерный мост вилку, опускаешь скобу вилки на звездочку, фиксируешь слегка винтами мост, заводишь пружину завода на пару оборотов, потом как хочешь - так и делай - начинаешь аккуратно, по чуть- чуть приподнимать мост, одновременно покачивая вилку, в ожидании, когда анкер начнёт ТИКАТЬ. Потом слегка вращая мостом, мы начинаем отклонять скобу то влево то в право... Ну в общем делай что хочешь, ведь тебе виднее будет - главное выставь хороший, надежный и сильный ход. НЕ ДОПУСТИ, ЧТОБЫ СКОБА ВЫШЛА ИЗ ЗАЦЕПЛЕНИЯ СО ЗВЁЗДОЧКОЙ - иначе беда будет, погорят кончики лучей у звездочки.
И вот когда всё затикает, только тогда начинай по очереди цеплять подвес и сам маятник, ПРОВЕРЯЯ ПРИ ЭТОМ РАВНОМЕРНЫЙ ХОД ЧАСОВ. Сам подвес и маятник могут быть изогнутыми, вот и будешь их по очереди выпрямлять.
Цитировать
#36 Сергей 24.10.2016 18:46
Олег, огромное вам спасибо за внимание к моим часам, и за исчерпывающую информацию по их регулировке. После некоторых мучений с мостом удалось таки буквально нащупать оптимальную точку и часы уже третьи сутки ходят без проблем. При этом ход стал звучать с очень отчетливым металлическим постукиванием, что вероятно является признаком нормальной работы)) Во время настройки моста несколько раз натыкался на точку, когда стрелки начинали ускоренно бежать как на хронометре, что меня несколько напугало... Но все вроде обошлось. Еще заметил в глубине деревянного корпуса, прямо за маятником небольшую насечку. Сначала думал, что это просто царапина, но приглядевшись обнаружил что тень от колеблющегося маятника точно совпадает с длинной этой насечки.. Возможно по ней можно определять правильность настройки??
Еще хотел вас спросить вот о чем: 1) Насколько я понял, часы надо заводить раз в две недели, хотя слыхал что они могут ходить и дольше 2) Имеет ли значение что заводить в первую очередь - ход или бой? 3) как рекомендуете ухаживать за деревянным корпусом часов? чем протирать от пыли? можно ли использовать средства для мебели вроде полироли?

Еще раз огромное спасибо за ваши ценные инструкции!!
Цитировать
#37 Олег Антонов 24.10.2016 19:17
Во время настройки моста несколько раз натыкался на точку, когда стрелки начинали ускоренно бежать
С этим аккуратнее, это происходит когда анкерная скоба частично выходит из зацепления, при этом идет сильнейший износ зубьев анкерного колеса (комментарий выше).
По насечке - во многих часах внизу под маятником крепится шкала, по ней действительно удобно определять вертикальность корпуса.
Сколько ходят часы от одной заводки зависит от их конструкции, чистоты механизма, усталости пружины и других факторов. Достаточно один раз определить продолжительность хода и заводить за пару дней до окончания завода.
Механизмы хода и боя независимы, в каком порядке заводить никакого значения не имеет.
В комнатных условиях достаточно иногда протирать корпус от пыли мягкой тряпкой, в труднодоступных местах - кистью или продувать. Никакой химии я не использую, никто не знает что там намешано и как к этому отнесется старинный лак.
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Интеллектуальный калькулятор для расчета сечения электрических проводов и кабелей

Калькулятор схем разведения водных растворов (уксус, спирт, кислота)

Калькулятор единиц жесткости воды

Homo habilis - журнал для умелых людей всегда открыт для новых авторов и читателей. Если вы умеете делать что-то лучше, чем другие, если вы знаете секреты, помогающие делать жизнь легче и удобнее - поделитесь этим с читателями. Рекомендации для авторов журнала помогут вам в этом.

Homo habilis (человек умелый) — первый представитель рода Homo, живший на Земле 2,5 - 1,5 млн. лет назад. Homo habilis является предком современного Homo sapiens и первым живым существом, освоившим сознательное преобразование окружающей его природы в соответствии со своими потребностями.

К сожалению, в начале ХХI века наметился выраженный регресс, в ходе которого наблюдается постепенное превращение Homo sapiens в Homo consumens – человека потребляющего. Homo habilis - журнал для умелых людей, не желающих становиться  Homo consumens.