Homo habilis. Журнал для умелых людей

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
циферблат старинных часов

Mark Morgan, flickr.com CC BY

Любой часовой механизм время от времени требует чистки и смазки. Не исключение в этом плане и настенные часы. К сожалению, в наш век электроники найти часовую мастерскую вообще непросто, а уж найти ту, которая возьмется за старинные часы и не испортит - задача почти невыполнимая. Придется все сделать своими руками.

На этот раз займемся еще одними старинными настенными часами, которые имеются в нашей семье. Они долгое время провисели без движения, настало время вдохнуть в них жизнь.

старинные настенные часы Erhard Schlenker

По сравнению с часами Kienzle эти часы время пощадило гораздо меньше. Верхняя планка окантовки корпуса гораздо светлее остальных деталей, она не подходит по стилю, боковые планки верхней окантовки отсутствуют. Стекло в дверце явно не родное, стекла в боковых проемах корпуса частично отсутствуют, латунные части циферблата и маятника потускнели, а сколотая эмаль циферблата грубо восстановлена краской, пожелтевшей от времени.

Промывка и смазка настенных часов

Что же, приступим к наведению порядка. Прежде всего, снимаем с подвеса маятник и извлекаем часы из корпуса. Для этого нужно ослабить два крепежных винта и вынуть механизм вперед.

вынуть механизм из корпуса

Теперь, удобно расположив механизм на столе, можно снять стрелки и циферблат.

циферблат часов Erhard Schlenker

Минутная стрелка сидит на квадратной оси и крепится стальным штифтом, который легко вынуть плоскогубцами. Часовая стрелка туго посажена на втулке часовой шестерни. Для ее снятия придется приложить некоторое усилие, часовую шестерню при этом нужно придерживать, чтобы не повредить механизм.

Циферблат крепится на четырех стойках, которые также удерживаются в отверстиях передней платины штифтами. После снятия штифтов циферблат легко отделяется от механизма.

Со стороны передней платины можно увидеть храповики пружинных барабанов хода и боя, шестерни стрелочной передачи, программное колесо и рычаги механизма боя.

часы Erhard Schlenker вид со стороны передней платины

С задней стороны можно увидеть молоточек боя и подвес маятника. В глубине механизма просматриваются колеса ангренажа.

часы Erhard Schlenker вид со стороны задней платины

На задней платине также расположен логотип – латинская буква В, перечеркнутая электрическими молниями.

логотип настенных часов Erhard Schlenker

Этот логотип принадлежал немецкому часопромышленнику и часоторговцу Эрхарду Роберту Шленкеру (Erhard Robert Schlenker). На рубеже 19-20 веков он владел двумя часовыми предприятиями: заводом в Швенингене и фабрикой Willmann&Co в Силесии. Именно на заводе в Швенингене и выпускались часы с таким «электрическим» логотипом.

На имя Шленкера был зарегистрирован и выбитый на платине патент германской империи – D.R. PATENT 147023. Этот патент закреплял за Шленкером устройство механизма боя с вынесенным на переднюю платину программным колесом. Часовые механизмы такой конструкции на штампованных платинах с характерной диагональной стойкой выпускались с 1902 по 1915 годы. Выпущено их было около 7 миллионов, поэтому особой редкостью они не являются. Цифры 43 см/104 обозначают расчетную длину маятника и количество его ходов в минуту.

Все это позволяет предположить, что наши часы выпущены на немецком заводе в Швенингене и имеют почтенный возраст около 110 лет. Часы подвергались кустарной реставрации, которая, к счастью, не затронула механизм.

Для запуска часы необходимо промыть и смазать. Делать это следует с полной разборкой механизма. Первый этап - роспуск пружин. Разбирать часы с заведенными пружинами нельзя, это наверняка приведет к повреждению механизма.

роспуск пружин настенных часов

Для роспуска на заводной вал надевается ключ, аккуратно отводится собачка храпового колеса и осторожно, по пол-оборота, пружина распускается. Лучше всего это делать вдвоем – один ключом распускает пружину, а помощник удерживает механизм и отводит собачку.

Теперь снимаются рычаги механизма боя, их два и расположены они со стороны передней платины.

снятие рычагов боя

Крепятся рычаги штифтами со стороны задней платины. После удаления штифтов рычаги вытаскиваются вперед.

крепление рычагов боя

Теперь снимается подвес маятника, он просто висит на шпильке плоской пружины – пендельфедере.

снятие подвеса маятника

Также на передней платине снимаются держатели и храповики барабанов. Сразу раскладывайте детали механизмов хода и боя в разные стороны, они хоть и очень похожи, но не взаимозаменяемы. Для аккуратного раскладывания деталей по порядку удобно использовать пластиковые или картонные упаковки для яиц.

снятие навесных деталей часового механизма

Теперь откручиваются четыре гайки стоек, соединяющих переднюю и заднюю платины.

полная разборка часового механизма

Платины аккуратно разводятся, и зубчатые колеса вынимаются из своих посадочных мест. Механизм разобран.

разобранный часовой механизм

Некоторые детали могут остаться на своих местах, это касается зубчатых колес, насаженных на одну ось по обе стороны одной платины. Если их не удается снять с оси при приложении разумных усилий, то усердствовать не стоит. Не перепутайте барабаны с пружинами, они очень похожи, но пружина в барабане боя сильнее.

Детали механизма и платины промываются в чистом бензине типа «Галоша» или «Калоша», он продается в хозяйственных магазинах. По мере загрязнения бензин меняют.

промывка часового механизма в бензине

Зубчатые колеса чистят жесткой зубной щеткой с укороченной щетиной. Отверстия в платинах под цапфы осей прочищают деревянными зубочистками до тех пор, пока они не перестанут пачкаться. Барабаны пружин открывают и промывают в открытом виде. Перед этим не забудьте пометить положение крышек, так их проще поставить на место.

Вынимать пружины не желательно, для этого нужно специальное приспособление или очень сильные руки и определенный опыт. Если все-таки рискнете, то хлопчатобумажные перчатки и защитная маска обязательны, иначе можно получить серьезную травму.

Сборку производят в обратном порядке, устанавливая зубчатые колеса механизмов хода и боя по принципу «матрешки наоборот» - от больших к меньшим. После сборки механизм нужно смазать. Проще всего для этого использовать вазелиновое масло, оно продается в аптеках. Масло наносят кончиком тонкой медной проволочки в углубления около осей, заполняя их примерно на две третьих объема. Излишнее количество масла приводит к его растеканию и преждевременному загрязнению механизма. Также смазывается анкерный ход – колесо и скоба. После сборки и регулировки механизм весело затикал.

Реставрация циферблата старинных часов

Пришло время заняться циферблатом. Исходное состояние было удручающим - латунные ободки циферблата изрядно потускнели, эмаль на центральной вставке была сколота почти на половине площади, имелся небольшой скол эмали на диске с цифрами, все это было залито пожелтевшей краской.

циферблат часов Erhard Schlenker

С некоторым усилием циферблат был разобран на составные части.

разобранный циферблат настенных часов

С латунными кольцами особых проблем не возникло. После устранения вмятин и полировки пастой ГОИ войлочным диском гравера их вид значительно улучшился.

полировка латунного кольца циферблата

А вот эмалированные детали доставили гораздо больше хлопот. Прежде всего выяснилось, что наносилась такая эмаль с высокотемпературным обжигом и восстановить ее в домашних условиях, а тем более – на части детали просто невозможно. Поэтому использовалась технология восстановления эмалевого покрытия ванной.

Для начала с помощью смывки была удалена старая краска. После этого детали промыты сначала зубной щеткой с мылом, потом высушены и обезжирены бензином. Поверхность центральной вставки была восстановлена с помощью автомобильной полиэфирной шпаклевки BodySoft. Самое сложное при этом – добиться аккуратной стыковки с оставшейся эмалью и точно выдержать профиль диска. Наносить шпаклевку лучше в несколько слоев с промежуточной шлифовкой для исправления огрехов.

шпаклевка эмалированного циферблата часов

После просушки поверхность шпаклевки окрашена автомобильной эмалью, колерованной под цвет циферблата в окрасочной мастерской.

Восстановить диск с цифрами с одной стороны было проще, так как скол значительно меньше по площади, а с другой там нужно было восстановить часть минутной разметки. Для восстановления разметки использована темно-серая краска, которая наносилась кончиком зубочистки по чуть подсохшей краске основы. Аккуратно сделать это получилось с третьего раза, неудачные варианты смывались ацетоном.

И вот собранный циферблат принял свой окончательный вид. Если присматриваться, то отремонтированные участки заметно, но уже с расстояния более полуметра все выглядит очень органично.

отреставрированный циферблат часов Erhard Schlenker

Также гравером с помощью пасты ГОИ и войлочного диска были приведены в порядок детали маятника.

полировка маятника часов Erhard Schlenker

Верхняя планка корпуса, выделявшаяся своим светлым оттенком, была полностью ошкурена, затонирована морилкой «Красное дерево» и заново покрыта лаком. Конечно, надо было бы восстановить верхнюю окантовку корпуса целиком, но это дело будущего.

Осталось вернуть механизм на место и выставить корпус часов для получения устойчивого равномерного хода.

восстановленные часы Erhard Schlenker

 

Комментарии  

#1 KT 28.04.2018 23:44
Олег, спасибо большое за Ваши инструкции по переборке/смазке часов! Именно такой механизм от Kienzle у меня лежит и ждет своего часа... А по поводу реставрации циферблата, могу поделиться своим опытом. У меня оригинальный циферблат был не эмалевый, а целлулоидный. О реставрации речи не было - целлулоид был в совершенно непотребном состоянии, так что единственным вариантом была замена. Нарисовал циферблат в векторном редакторе и отпечатал в оригинальный размер на цветном лазерном принтере, по возможности подогнав цвет фона под оттенок эмали на линзе маятника (получилось очень похоже). Затем заламинировал пленкой-самоклейкой. Вырезал центральный круг и кольцо с цифрами, и запрессовал в оригинальную рамку. Выпуклость доставила небольшие проблемы, но со второй попытки получилось вполне приемлемо - определить, что это бумага, можно только при самом ближайшем рассмотрении.
Цитировать
#2 Михаил 09.01.2020 17:08
Олег, спасибо, полезная статья
У меня вопрос: а на циферблате никакой надписи не было?
С уважением, Михаил Ефимов, Казань
Цитировать

Добавить комментарий


Интеллектуальный калькулятор для расчета сечения электрических проводов и кабелей

Калькулятор схем разведения водных растворов (уксус, спирт, кислота)

Калькулятор единиц жесткости воды

Homo habilis - журнал для умелых людей всегда открыт для новых авторов и читателей. Если вы умеете делать что-то лучше, чем другие, если вы знаете секреты, помогающие делать жизнь легче и удобнее - поделитесь этим с читателями. Рекомендации для авторов журнала помогут вам в этом.

Homo habilis (человек умелый) — первый представитель рода Homo, живший на Земле 2,5 - 1,5 млн. лет назад. Homo habilis является предком современного Homo sapiens и первым живым существом, освоившим сознательное преобразование окружающей его природы в соответствии со своими потребностями.

К сожалению, в начале ХХI века наметился выраженный регресс, в ходе которого наблюдается постепенное превращение Homo sapiens в Homo consumens – человека потребляющего. Homo habilis - журнал для умелых людей, не желающих становиться  Homo consumens.