Homo habilis. Журнал для умелых людей

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Работа авиадиспетчера

Official U.S. Navy Imagery, flickr.com CC BY

Человек в своей жизни редко кардинально меняет свою сферу деятельности. Но в сегодняшнем мире сделанный однажды выбор профессии уже не становится «точкой невозврата». Современные технологии позволяют многое, хотя бы на уровне хобби или увлечения. Хотите ли вы, например, познакомиться с работой авиадиспетчера?

Большинство из нас знают, что авиадиспетчер — это специалист, отвечающий за контроль и обслуживание воздушного движения. Главной заботой диспетчера является обеспечение правильного и безопасного движения самолётов. Многие, наверное, вспомнят яркое художественное описание напряженной работы авиадиспетчера в романе Артура Хейли «Аэропорт»:

Кейз сидел на сером стальном стуле у самого экрана, низко пригнув к нему длинное тощее тело. В его позе чувствовалось предельное напряжение: ноги так крепко обхватили ножки стула, что, казалось, приросли к нему... Он отчаянно старался сосредоточиться, чтобы держать в памяти свой сектор и все самолёты в нём. Нужно было мгновенно запоминать местонахождение самолётов, их опознавательные знаки, типы, скорость, высоту полёта, последовательность посадки — словом, диаграмму, в которой непрерывно происходили изменения, и конфигурация которой ни на секунду не застывала...

Компьютерные технологии немного облегчили труд авиадиспетчера, теперь ему помогает умная электроника. И часть возможностей этой электроники можем использовать и мы.

Виртуальный радар

Существуют веб-сайты, показывающие в реальном времени находящиеся в воздухе самолеты. Самые известные из них – Flightradar24 и Radarbox24. Вот, например, воздушная обстановка в районе Москвы 9 апреля 2013 года в 18.20.

 Виртуальный радар Flightradar24

 

Flightradar24, данные рейса

Кликнув на выбранном самолете, мы можем узнать множество подробностей: название авиакомпании, номер рейса, тип самолета, его фотографию, место отправления и назначения, ориентировочное время прибытия, высоту, скорость и направление полета, координаты и некоторую техническую информацию.

Одновременно на карте отображается пройденный самолетом путь. Кстати, по цвету трека можно определить высоту, на которой проходил полет. С увеличением высоты трек меняет цвет с желтого на зеленый, голубой, синий и, наконец, фиолетовый. При снижении происходит обратное изменение цвета.

Как это работает?

Виртуальный радар использует технологию ADS-B. Специальный передатчик, установленный на самолете, каждую секунду отправляет в эфир широковещательное радиосообщение, в котором содержатся все необходимые сведения. Сообщения принимаются ADS-B приёмниками, которые передают данные на сервер. Большинство таких приёмников установлено любителями и добровольцами. Благодаря им и поддерживается работа виртуального радара. Flightradar24 покрывает почти всю Европу, покрыта также часть территории России, Белоруссии, Украины, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Бразилии, Японии и других стран.

Конечно, передатчики ADS-B устанавливаются на самолетах не для того, чтобы любители авиации могли наблюдать за воздушным движением на своих компьютерах. Эти передатчики – основа системы, которая значительно расширяет осведомленность пилота о воздушной ситуации и повышает безопасность полетов.

Понаблюдав за каким-нибудь аэропортом пару часов, вы станете немного разбираться в организации воздушного движения в этом районе. Вот наиболее нагруженный аэропорт Москвы – Шереметьево. С юга подходит самолет из Краснодара R24705. Кажется, что он держит верный курс прямо на аэропорт Шереметьево и маневрировать ему не нужно. Но пройдя Красногорск, самолет вдруг начинает отворачивать на запад, словно раздумав садиться. Что-то случилось? Нет, мы же с вами уже знаем, что Шереметьево принимает самолеты с курса 75 или 255, а для точного захода нужно весьма приличное расстояние. И правда, пройдя на запад километров пятнадцать, R24705 делает широкий разворот и послушно ложится на курс 75. Падает скорость, самолет снижается и, наконец, пропадает с экрана. Мягкая посадка! И почти сразу появляется новый значок – AFL2594 взлетел из Шереметьево в Мюнхен.

Иногда можно увидеть довольно любопытные ситуации. Вот, например, испытательный полет самолета Sukhoi SuperJet 100 с экспериментального аэродрома ЛИИ им. Громова в Раменском.

Испытательный полет

Flightradar24 позволяет даже «увидеть» то, что видит пилот из кабины самолета. Для этого достаточно нажать кнопку «Cockpit view» в карточке рейса. Конечно, это не настоящее изображение – используется сервис Google Earth, но все равно красиво.

Вид из кабины самолета

Особенно эффектно выглядит вид из кабины самолета на подходе к аэропорту. Высота уже не больше 1-2 км, внизу хорошо видна земля, можно четко разглядеть поселки, дороги, реки. Самолет делает небольшие повороты, накреняясь в стороны и стараясь вписаться в узкую щель взлетно-посадочной полосы. Самой полосы еще не видно, о ней знает только пилот, ориентируясь на радиомаяк привода. Но вот вдали проступает светлое пятно. Оно становится все больше и больше и уже нет сомнений – это полоса. Самолет идет точно на нее, земля внизу бежит все быстрее и быстрее и вот: «Aircraft landed». Самолет приземлился, вид на экране замирает.

А можно послушать?

Но это только одна сторона работы авиадиспетчера. Давайте опять вспомним авиадиспетчера Кейза Бейкерсфелда:

Мозг Кейза отщёлкивал решения: «Завернуть Браниф влево, Эйр-Канаду — вправо, Истерну — изменить курс на сто восемьдесят градусов». Приказания были тотчас выполнены: на экране радара светящиеся точки перестроились. «Самолёт Лейк-Сентрал менее скоростной, с ним дело терпит, Свиссэйр — реактивный: может столкнуться с Истерном. Надо дать Свиссэйру новый курс, и немедленно — но какой? Да думай же скорее! Завернуть вправо на сорок пять градусов — только на минуту, потом снова выпрямить курс. Не забывай о ТВА и Ориент! Появился новый самолёт, идёт с запада на большой скорости — опознавай, находи ему место. Думай, думай!»

Безмолвная картинка на экране не дает всей полноты ощущений. Но и на это есть свой ответ – сервис on-line трансляций live.radioscanner.net. Выбор аэропортов не очень большой, но для ознакомления достаточно. Можно выбрать диспетчерские частоты аэропортов Шереметьево, Домодедово, Внуково, Пулково и некоторых других.
Маленький совет – трансляция обычно идет раздельно по правому и левому каналам стереосигнала. Если сообщения часто накладываются друг на друга попробуйте в регуляторе громкости вывести баланс полностью влево или вправо, чтобы слышать только один канал. И вот теперь вы можете ощутить себя почти настоящим авиадиспетчером.

А вот работа реальных авиадиспетчеров. На диспетчерском пункте Москва-Подход происходит смена дежурного диспетчера

 

 

Комментарии  

#1 Пирогов 26.04.2013 18:07
Вот ты меня подсадил :D Сейчас почти три часа на Шереметьево смотрел и слушал. Прям гипнотическая зараза
Цитировать
#2 Олег Антонов 29.04.2013 15:57
Цитирую Пирогов:
Вот ты меня подсадил :D Сейчас почти три часа на Шереметьево смотрел и слушал. Прям гипнотическая зараза

Сам с трудом отрываюсь :-) :-) :-)
Цитировать

Добавить комментарий


Интеллектуальный калькулятор для расчета сечения электрических проводов и кабелей

Калькулятор схем разведения водных растворов (уксус, спирт, кислота)

Калькулятор единиц жесткости воды

Homo habilis - журнал для умелых людей всегда открыт для новых авторов и читателей. Если вы умеете делать что-то лучше, чем другие, если вы знаете секреты, помогающие делать жизнь легче и удобнее - поделитесь этим с читателями. Рекомендации для авторов журнала помогут вам в этом.

Homo habilis (человек умелый) — первый представитель рода Homo, живший на Земле 2,5 - 1,5 млн. лет назад. Homo habilis является предком современного Homo sapiens и первым живым существом, освоившим сознательное преобразование окружающей его природы в соответствии со своими потребностями.

К сожалению, в начале ХХI века наметился выраженный регресс, в ходе которого наблюдается постепенное превращение Homo sapiens в Homo consumens – человека потребляющего. Homo habilis - журнал для умелых людей, не желающих становиться  Homo consumens.