Сегодня найти фирму по изготовлению печатей можно в любом более-менее крупном городе. Стоимость изготовления колеблется от 300 до 800 рублей в зависимости от сложности и срочности заказа. Но бывают ситуации, в которых обратиться в фирму невозможно. Как же изготовить печать, факсимиле или экслибрис самостоятельно?
Прежде всего, определимся с терминологией. Что такое печать знают, наверное, все. Факсимиле и экслибрис тоже являются печатями, только имеют немного другой смысл.
Факсимиле - печать, повторяющая собственноручную подпись человека. Используется, если необходимо подписывать большое количество документов. В большинстве случаев с точки зрения законодательства использование факсимиле приравнивается к подписи собственной рукой.
Экслибрис - книжный знак, наносимый чаще всего на внутреннюю сторону переплета и означающий принадлежность книги конкретному владельцу. Экслибрисом называют также печать, которая проставляет такой знак.
Технологически печать, факсимиле и экслибрис изготавливаются совершенно одинаково, различаясь лишь содержанием оттиска. Существует несколько технологий изготовления печатей. Мы используем одну из самых простых и доступных – отливку из термопластичного полимера по выгравированной форме.
Изготовление печати, факсимиле, экслибриса начинается с изготовления заготовки под литейную форму. Для этого можно использовать пластиковую или даже бумажную коробочку подходящего размера – банку из-под сметаны, майонеза, йогурта, одноразовый стаканчик. У меня под рукой оказалась упаковка от чипсов и бумажный аэрофлотовский стаканчик. Заготовки обрезаем, чтобы получилось кольцо высотой 2-3 см.
Кольцо крепится пластилином на кусок обычного или органического стекла. Крепление не позволит форме сдвинуться или «всплыть» на гипсовом растворе. Поверхность стекла должна быть чистой, ровной и без царапин.
Для отливки используют строительный гипс (алебастр). Алебастр быстро твердеет и дает ровную чистую поверхность. Замешивать его можно в специальном резиновом стакане (продается в строительных магазинах) или любой другой эластичной емкости. Эластичный стакан позволит после застывания легко избавиться от остатков гипса. Можно также развести алебастр в любой ненужной посуде, которую после использования не жалко выкинуть.
В емкость сначала насыпают нужное количество гипса, а затем, постоянно перемешивая, добавляют воду. Добавлять воду нужно небольшими порциями, тут легко переборщить. Вот только что были полусухие комки и уже тут же – слишком жидкая масса. Оптимальная густота раствора – как жидкая сметана или кефир. Если раствор слишком жидкий, то нужно добавить сухой гипс.
Готовый хорошо перемешанный раствор без комков заливают в форму. Чтобы гипс заполнил все уголки, форму нужно хорошенько потрясти. Большой нагрузки на гипс не будет, поэтому достаточно слоя в 10-15 мм.
Лучше сразу отлить несколько заготовок, на следующем этапе их можно легко испортить, особенно, если печать, факсимиле или экслибрис делается в первый раз. Через 30-40 минут гипс достаточно затвердевает, чтобы его можно было извлечь из формы. Чаще всего бумажную форму для этого придется разрезать. Пластиковые формы со скошенными стенками можно использовать многократно.
Теперь мы получили несколько «блинчиков» с почти зеркальной, но пока еще темной от влаги поверхностью.
Можно расслабиться – сохнуть «блинчики» должны не менее 2-3 дней, пока не приобретут идеальный белый цвет и не станут легкими и звонкими на удар. Процесс можно ускорить, просушив диски 2-3 часа в духовом шкафу при температуре 150-200 градусов. Нагрев и охлаждение должны быть постепенными, иначе гипс может треснуть.
А пока можно заняться подготовкой содержания оттиска. Печать или экслибрис проще всего подготовить в каком-либо графическом редакторе. Делать слишком мелкие знаки и украшения не имеет смысла – используемая технология довольно грубая. Лучше всего рассчитывать на толщину линии не менее 1 мм и расстояние между линиями не менее 2 мм.
С факсимиле дело немного сложнее, на этом примере мы и будем рассматривать технологию изготовления. Для получения оригинала нужно расписаться несколько раз на листе бумаги и выбрать лучшую подпись. Лист с подписью сканируется или фотографируется, и подпись попадает в компьютер. Здесь ее можно подправить и масштабировать до нужных размеров.
На всякий случай на листе можно сделать несколько копий подписи и распечатать на тонкой писчей бумаге или кальке.
Теперь с помощью копировальной бумаги печать, экслибрис или подпись переводится на поверхность алебастрового диска. Изображение на диске должно быть «прямым». Тогда на клише оно получится зеркальным, а на бумаге снова будет давать «прямые» оттиски.
Теперь самый трудный этап. Линии печати нужно углубить в алебастр примерно на 1 мм. Лучше всего это сделать с помощью электрического гравера с подходящей фрезой. Скорость вращения инструмента должна быть около 10-15 тысяч оборотов. Это позволит получить чистую поверхность линий. Если гравера нет, то работу можно выполнить любым ручным инструментом – резцом, скальпелем, кончиком ножа, иглой для швейной машины, шилом. Это, конечно, дольше, и линии могут оказаться не столь ровными. Обратите внимание, что канавки в алебастре должны быть не менее 1 мм шириной с прямыми или скошенными наружу стенками.
Алебастр обрабатывается довольно легко и если печать простая, то максимум со второго раза все непременно получится. Со сложной печатью, факсимиле и экслибрисом с множеством завитушек и пересекающихся линий придется повозиться. Вполне возможно, что придется вернуться к предыдущему этапу и отредактировать изображение. Для факсимиле можно попробовать расписаться толстым фломастером, такие линии на алебастре сделать проще.
После получения удовлетворительного отпечатка можно приступать к отливке клише. Чтобы отливка легко отделилась, поверхность алебастра пропитывают любым маслом, можно даже подсолнечным. Слишком много масла лить не надо, все углубления должны быть пропитаны, но жидкое масло на поверхности не допускается. Если масла слишком много, то поверхность надо промокнуть бумажной салфеткой.
Отливать печать мы будем из этиленвинилацетата. Это страшное название на самом деле обозначает легкодоступный, прочный, легкий и эластичный полимер, из которого делаются клеевые стержни для термоклеевых пистолетов. Застывший этиленвинилацетат не впитывает влагу, устойчив к маслам, различным растворителям и штемпельной краске.
Чтобы полимер не растекался слишком сильно можно сделать бортики из бумаги, приклеив их к поверхности алебастрового диска. А можно и не делать, лишний материал потом просто обрежется.
Клеевой пистолет хорошенько разогревается для максимальной текучести клея. После этого поверхность алебастра с подписью заливается слоем клея толщиной 3-5 мм. Для лучшего проникновения этиленвинилацетата в тонкие канавки печати, диск можно разогреть обычным или строительным феном.
Через 10 минут застывший клеевой слой легко отделяется от пропитанной маслом поверхности алебастра.
При боковом освещении хорошо видны рельефные линии получившегося клише.
Лишний материал отливки обрезается канцелярским ножом. Линии обреза должны быть как можно ближе к элементам печати (1-2 мм), иначе при сильном нажиме свободная поверхность может прогибаться и пачкать оттиск.
Осталось подобрать или изготовить подходящую ручку – и печать, факсимиле или экслибрис готовы! В качестве ручки удобно использовать старую оснастку от какой-нибудь печати или штампа. Теперь можно попробовать сделать оттиск.
При использовании факсимиле имейте в виду, что использовать его можно далеко не во всех ситуациях. Общее правило – факсимиле запрещено использовать на документах, которые приводят к значительным финансово-материальным последствиям.
Комментарии
Для простых печатей - самое то, чтобы сделать за двадцать минут полноценную печать.
Боюсь, что просто от картона термоклей оторвать будет проблематично. Если с пропиткой маслом, то надо попробовать. Идея хорошая, с картоном работать намного удобнее, скальпелем можно будет вырезать довольно мелкие детали.
Основное правило:
ПОРОШОК сыпем В ВОДУ....а не наоборот...
Да, я не штукатур. А это не строительные объемы.
Преимущество моего способа в получении прогнозируемого количества жидкого гипса. Сколько насыпал в емкость, приблизительно в два раза меньше по объему будет готового жидкого раствора нужной консистенции. Сколько на это понадобится воды меня не интересует, она добавляется по мере необходимости. И все это можно делать на глаз с хорошим результатом.
Если начинать с воды, то ее количество сначала нужно рассчитать, а потом отмерить. Отмерять миллилитры занятие на любителя. А на глазок приведет к тому, что либо гипса будет мало и нужно будет подгонять, либо много и лишнее выкидывать.
И вместо горячего клея поэкспериментировать с акриловым, или силиконовым герметиком?
Я, вот - не пробовал но хочу узнать мнение народа.
С фольгой пробовал, использовал от тюбика с зубной пастой. Мне просто не удалось нормально выдавить на ней роспись. Естественно. что это проблема в незаточенных руках, и при некотором навыке на фольге будет удобнее, быстрее и качественнее.
С герметиком тоже очень хорошая идея. Только не будет ли он мягковат в застывшем состоянии? Тут надо просто попробовать.