Homo habilis. Журнал для умелых людей

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Фары

Brian Snelson, flickr.com CC BY

В России автомобили с включенными днем фарами давно уже не вызывают никакого удивления. Еще в 2010 году в правила дорожного движения были внесены поправки, которые обязывают водителей в светлое время суток включать на всех движущихся транспортных средствах фары ближнего света, противотуманные фары либо специальные дневные ходовые огни. Эта норма закреплена в пункте 19.4 ПДД и за ее невыполнение грозит штраф в размере 500 рублей (статья 12.20 КоАП РФ).

Сумма вроде бы невелика, но штрафовать могут хоть через каждые 100 метров, поэтому отсутствие дневных ходовых огней может обойтись дороговато. Да и автомобиль без включенного света сейчас просто теряется в потоке и имеет гораздо больше шансов стать причиной дорожно-транспортного происшествия. А это даже при самом благоприятном раскладе обойдется еще дороже. Поэтому пренебрегать установленными нормами не стоит. Но часто водитель, занятый своими мыслями или просто в спешке, про это забывает.

Большие неприятности может доставить и забывчивость в диаметрально противоположном случае – если свет забыть выключить. В современных автомобилях фары обычно выключаются автоматически при выключении зажигания, но габаритные огни продолжают гореть. Вспомните, как часто можно видеть припаркованную машину с горящими «габаритами»! И хорошо, если водитель просто зашел в магазин или припарковал автомобиль на пару часов перед своим офисом. А если оставить машину с горящими габаритными огнями в пятницу в гараже, то в понедельник можно и не завестись из-за разряженного аккумулятора.

Поэтому напрашивается очевидный вывод – включение и выключение осветительных приборов нужно автоматизировать. Но для начала давайте разберемся, что такое дневные ходовые огни и как правильно выполнять соответствующие требования правил дорожного движения.

Дневные ходовые огни (DRL - Daytime running lights) – это специальные источники света, направленные вперед относительно транспортного средства и используемые для улучшения видимости автомобилей в светлое время суток. Относительно эффективности ДХО ведутся ожесточенные споры, но мы остановимся на простом соображении – на данный момент использование дневных ходовых огней установлено законом, который надо выполнять.

Требования к режиму работы дневных ходовых огней регламентированы ГОСТ Р 41.48-2004. Согласно этому документу дневные ходовые огни должны включаться автоматически, когда запущен двигатель автомобиля, и автоматически выключаться, если включаются фары головного света.

В качестве дневных ходовых огней в разных странах применяются фары ближнего света, фары дальнего света при пониженной яркости, противотуманные фары, отдельные дневные ходовые огни с определённой схемой распределения светового потока и яркостью, а также постоянно включенные передних указатели поворота. В России законными являются лишь фары ближнего света, противотуманные фары и отдельные ДХО.

Установка дополнительных дневных ходовых огней, безусловно, весьма заманчива. К преимуществам тут можно отнести существенную экономию топлива – энергопотребление светодиодных ДХО на порядок ниже, чем у фар ближнего света или противотуманок. Но цена качественных ходовых огней известных брендов достаточно велика, к тому, же не на каждом автомобиле можно найти место для их установки согласно требованиям ГОСТа. Да и в дизайн бампера ДХО часто просто не вписываются. В этом случае не остается ничего иного, как использовать фары.

Вот тут нам и потребуется автомат включения дневных ходовых огней. При разработке схемы ставилась задача максимальной унификации для установки в любые марки автомобилей, простота конструкции, позволяющая собрать устройство при наличии минимальных знаний в электротехнике, а также доступность всех деталей. Схема автомата приведена на рисунке.

Дневные ходовые огни. Электрическая схема

Автомат обеспечивает включение фар ближнего света или противотуманных фар совместно с габаритными огнями при запуске двигателя. Работающий двигатель определяется по давлению масла в системе смазки двигателя. При включении ручного тормоза освещение выключается, что дает возможность прогревать двигатель при выключенных фарах.

Для сборки потребуется: реле автомобильное четырехконтактное (2 шт., на схеме К1 и К2), реле автомобильное пятиконтактное (1 шт., на схеме К3), монтажные колодки для реле (3 шт.), клеммы автомобильные для проводов под ножки реле (12 шт.), провод монтажный 1.5-2.5 кв. мм 5 метров, диод 1N4003 или аналогичный, рассчитанный на прямой ток не менее 200 мА и обратное напряжение не менее 30 В (2 шт.), термоусадочная трубка 8 мм 50 см или изоляционная лента. Обратите внимание, что четыре клеммы должны быть под большее сечение, так как в них придется зажимать по два провода, а в остальные восемь по одному, они могут быть поменьше. Брать клеммы лучше с запасом, так как если специального инструмента для обжима нет, то пару-тройку вы точно испортите. Монтажная схема приведена на рисунке.

Дневные ходовые огни. Монтажная схема

Теперь приступаем к сборке. Для начала соедините между собой колодки реле – для этого у них есть специальные защелки, блок из трех соединенных реле смотрится аккуратнее и его легче разместить в автомобиле. Поверните колодки к себе узкими щелями – это вид со стороны реле, как на рисунке.

Отмерьте достаточное количество провода для того, чтобы его можно было протянуть от места установки блока в автомобиле до нужных цепей. 50-60 см должно хватить, если размещать устройство недалеко от переключателя света или в блоке реле. Приготовьте второй провод длиной 5-6 см. Зачистите оба провода с одного конца и зажмите в одну клемму. Маленькие лепестки клеммы, ближайшие к широкому концу, должны плотно обжать медные жилы, а большие лепестки – изоляцию провода. Если есть возможность, то клемму можно пропаять - хуже точно не будет. Но можно и оставить на обжимке, в автомобиле вообще все клеммы на обжимке и ничего, все работает. Для эстетичности и во избежание коротких замыканий наденьте на клемму термоусадочную трубку и прогрейте зажигалкой или паяльным феном для усадки. Термоусадочная трубка должна плотно охватывать клемму и 1-1.5 см проводов. Защелкните клемму в левое гнездо левой колодки (контакт 86 на схеме) – это будет провод №1.

Затем обожмите свободный конец короткого провода еще с одним отрезком провода в 5-6 см в клемму, установите термоусадочную трубку и защелкните в левое гнездо среднего реле (контакт 86). Обожмите свободный конец со следующим коротким проводом и защелкните в верхнее гнездо среднего реле (контакт 30). Думаю, что вы уже поняли как подсоединить остальные провода, руководствуясь монтажной схемой. Провод, идущий к анодам диодов, к выводам диодов придется припаять, скрутить здесь не получится, слишком не надежно. Кстати, вывод анода у диодов тот, который без серебристого ободка на корпусе. К свободным выводам диодов нужно также подпаять два провода длиной 50-60 см. Диоды лучше также упрятать в термоусадочную трубку.

Загрузка...

Вот теперь автомат включения дневных ходовых огней готов. Установите реле в колодки (не перепутайте, пятиконтактное реле устанавливается в правую колодку) и можно устанавливать блок в автомобиль. Если вы не слишком хорошо разбираетесь в электрике, то лучше поручить подсоединение автоэлектрику. Блок реле устанавливается в любом удобном месте, желательно недалеко от переключателя наружного освещения или блока реле. Провод №1 подключается к цепи, в которой появляется +12 В при включении зажигания. Провод №2 подключается к проводу, подающему +12 В на фары ближнего света или противотуманные фары, если вы решили использовать в качестве дневных ходовых огней именно их. Провод №3 подключается к постоянным +12 В. Провод №4 подключается к проводу, подающему +12 В на габаритные огни. Провод №5 подключается к массе. Провод № 6 подключается к проводу датчика давления масла. Провод № 7 подключается к проводу выключателя лампы ручного тормоза. Вот и все. После этого о переключателе света в автомобиле можно просто забыть!

Автомат включения дневных ходовых огней можно модифицировать, не изменяя основную схему. Например, если вы не хотите, чтобы вместе с фарами включались габаритные огни, просто выньте среднее реле. Но учтите, что такой режим работы не соответствует ГОСТу. Если вы хотите отключить автомат, то выньте правое реле. Если вы не хотите, чтобы свет гас при включении ручного тормоза, то не подключайте провод №7.

При отключенном зажигании автомат включения дневных ходовых огней ток не потребляет вообще, в рабочем режиме максимальный ток потребления около 250 мА.

Внимание! Если вы не уверены в своих силах, проконсультируйтесь перед сборкой устройства у автоэлектрика. Неправильная сборка и подключение устройства могут привести к короткому замыканию и возгоранию автомобиля!

 

Комментарии   

#1 mikl 05.02.2013 18:53
Точно такое же можно сделать на одном реле с двумя контактами и не надо городить гирлянду
Цитировать
#2 Расул Оскаров 06.02.2013 01:10
Цитирую mikl:
Точно такое же можно сделать на одном реле с двумя контактами и не надо городить гирлянду


Конечно, можно. Но такое реле надо еще найти, убедиться, что мощности контактов достаточно для коммутации весьма приличной нагрузки от фар, что оно будет нормально работать в бортовой сети автомобиля и в условиях резких перепадов температуры, повышенной влажности и вибрации - всего, что в автомобиле с избытком. А автомобильные реле рассчитаны именно на такие условия и их можно купить в любом магазине запчастей.
Так что усложнение конструкции в данном случае ведет к увеличению надежности и повторяемости устройства.
Цитировать
#3 Рашит 13.07.2016 07:41
Так что же это DRL или ДХО?
Цитировать
#4 Расул Оскаров 13.07.2016 11:58
Цитирую Рашит:
Так что же это DRL или ДХО?

Если вы из России, то для вас это ДХО - дневные ходовые огни, согласно ПДД и ст. 68 Конституции, определяющий русский язык как государственный. А если нет, то DRL - Daytime running lamps.
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Интеллектуальный калькулятор для расчета сечения электрических проводов и кабелей

Калькулятор схем разведения водных растворов (уксус, спирт, кислота)

Калькулятор единиц жесткости воды

Homo habilis - журнал для умелых людей всегда открыт для новых авторов и читателей. Если вы умеете делать что-то лучше, чем другие, если вы знаете секреты, помогающие делать жизнь легче и удобнее - поделитесь этим с читателями. Рекомендации для авторов журнала помогут вам в этом.

Homo habilis (человек умелый) — первый представитель рода Homo, живший на Земле 2,5 - 1,5 млн. лет назад. Homo habilis является предком современного Homo sapiens и первым живым существом, освоившим сознательное преобразование окружающей его природы в соответствии со своими потребностями.

К сожалению, в начале ХХI века наметился выраженный регресс, в ходе которого наблюдается постепенное превращение Homo sapiens в Homo consumens – человека потребляющего. Homo habilis - журнал для умелых людей, не желающих становиться  Homo consumens.