Итак, однажды утром автомобиль отказался заводиться. В этот момент состояние водителя-новичка начинает стремительно приближаться к панике. Кому звонить, что делать? Попробуем разобраться…
Прежде всего, нужно успокоиться. Проверьте, не забыли ли вы сделать что-то, что необходимо для успешного запуска двигателя. Отключены ли все противоугонные и охранные устройства, правильно ли вы осуществляете процедуру запуска?
Все верно? Что же, тогда проблема именно в автомобиле. И все равно ничего страшного не произошло – обычный отказ техники. Но если вы не обладаете знаниями автомеханика средней квалификации, и в вашем распоряжении нет минимального набора инструментов, запаса необходимых запасных частей и хотя бы получаса времени, увы – сделать ничего не удастся.
Поэтому звонить нужно только в такси или знакомому, который не прочь подбросить вас до работы. Ну, или куда вы там собирались. Все выяснения причин произошедшей неприятности придется отложить на более удобное время.
Не завелся – в чем причина?
Но первоначальную диагностику отказа можно провести и за те несколько минут, пока вы ждете спасения. Одной из самых распространенных причин является проблема с аккумулятором.
Определить эту неполадку достаточно просто. В большинстве случаев аккумулятор редко неожиданно умирает полностью. Поэтому при включении зажигания индикаторные лампы на панели загораются, как и положено. Но при попытке запуска стартер вяло проворачивается пару раз, после чего под капотом слышатся серии громких щелчков. Это работает втягивающее реле стартера. Энергии аккумулятора не хватает, и реле дергается туда-сюда.
При более глубоком разряде стартер даже не пытается провернуть двигатель. Да и втягивающее реле может не сработать. Если причина именно в аккумуляторе, то в момент поворота ключа зажигания на запуск индикаторные лампы на панели тускнеют или гаснут совсем.
Кстати, симптомы разряженного аккумулятора могут возникать из-за окисленных или плохо затянутых клемм аккумулятора и проводов массы двигателя. Поэтому окончательный диагноз разряженного аккумулятора ставится с помощью вольтметра.
Напряжение на клеммах аккумулятора измеряется без нагрузки. Параметр весьма приблизительный, но для грубой оценки пойдет.
Почему садится аккумулятор?
Одной из причин отказа аккумулятора является его возраст. В процессе зарядов/разрядов аккумулятор постепенно деградирует. Нормальный срок службы обычного свинцово-кислотного аккумулятора легкового автомобиля от среднего производителя около 4-5 лет. Неправильная эксплуатация может сильно сократить этот срок вплоть до нескольких месяцев. Регулярное обслуживание аккумулятора продлевает его жизнь. Нередки случаи нормальной работы аккумуляторов до 10 лет и более.
К быстрому разряду исправного аккумулятора ведут проблемы с электрооборудованием автомобиля, а также большое количество дополнительно установленных устройств, мощность которых превышает возможности генератора. Также быстро разрядить аккумулятор могут устройства, которые работают во время стоянки. Для диагностики нужно померить ток потребления автомобиля в режиме покоя.
Разряд аккумулятора возможен при отсутствии нормальной зарядки в автомобиле (полный отказ генератора, об этом обычно сигнализирует лампа на приборной панели) или низком напряжении в бортовой сети (неисправность регулятора напряжения). Более плачевно, если отказ регулятора напряжения выражается в повышенном напряжении. При этом аккумулятор начинает «кипеть», электролит быстро испаряется, и аккумулятор с сухими пластинами выходит из строя. Все эти случаи требуют квалифицированного ремонта.
Электролит испаряется и в процессе нормальной эксплуатации. Поэтому аккумулятор, не получающий положенного ему обслуживания, также преждевременно выходит из строя.
Самый банальный случай – на длительной стоянке оставить включенным что-нибудь из наружного или внутрисалонного освещения. Обычно к горящим габаритам водители-новички относятся не очень серьезно. Подумаешь, крошечные лампочки! Но крошечная лампочка потребляет около 5 Вт, а лампочек четыре. Простой расчет показывает, что полностью заряженный исправный аккумулятор легкового автомобиля разрядится до нуля за 34-36 часов. А зимой может оказаться достаточным и 8-10 часовой ночной стоянки.
Особенно это актуально в связи с тем, что правила дорожного движения в России обязывают при движении включать дневные ходовые огни. Автомобилей с установленными отдельными ходовыми огнями пока не так много, остальные довольствуются включением ближнего света. Фары при выключении зажигания погаснут, а габариты останутся. Избежать такой ситуации поможет простой автомат включения дневных ходовых огней.
Разрядить аккумулятор можно и при каких-либо проблемах с запуском двигателя. Особенно просто это сделать зимой. Десяток попыток прокрутить двигатель – и послышатся щелчки втягивающего реле.
Что делать?
Если причина проблем в аккумуляторе, то аккумулятор нужно зарядить или заменить. Если и с исправным аккумулятором симптомы остаются такими же, то причина в неисправности электрооборудования автомобиля. Тут требуется помощь специалиста.
Кстати, чтобы ненароком не испугаться, можете послушать, как щелкает втягивающее реле в автомобиле ВАЗ 2108. В иномарках это может быть потише, но звуки похожие. Смотрим видео.
Комментарии