Homo habilis. Журнал для умелых людей

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
зеркало заднего вида

Robert Neff, flickr.com CC BY

Салонное зеркало заднего вида в современном автомобиле чаще всего приклеивается к ветровому стеклу. И при неаккуратном обращении его можно от этого стекла запросто отломить. Что делать в этом случае? Приклеить зеркало обратно!

Привычный нашему взгляду автомобиль с двигателем внутреннего сгорания появился в конце 19 века. Несколько десятилетий это была настолько экзотичная штука, что ни о каком более-менее интенсивном дорожном движении и необходимости кругового обзора и речи быть не могло. Но уже с 1920-х годов сначала на гоночных, а потом и на обычных автомобилях внутреннее зеркало заднего вида становится неотъемлемым элементом  активной безопасности.

зеркало заднего вида

До 70-х годов 20 века надежное склеивание металла и стекла представляло непростую задачу. Поэтому самым распространенным способом установки салонного зеркала заднего вида было крепление винтами на специально приваренный к крыше автомобиля кронштейн. Но современные требования технологичности и удешевления производства привели к тому, что теперь зеркало заднего вида чаще всего приклеивают к лобовому стеклу.

Почему отваливается зеркало заднего вида?

Чаще всего зеркало заднего вида отваливается в результате механического воздействия. Очень часто зеркало сбивают головой при уборке салона или попытке открыть правую дверь изнутри. Такую же неприятность может причинить и крупногабаритный пассажир на правом сиденье.

Бывает, что зеркало отваливается и само по себе. Обычно это происходит в мороз или жару. Причиной служит несоответствие коэффициентов температурного расширения стекла и металлического кронштейна зеркала.

Отвалилось зеркало – что делать?

Прежде всего, нужно оценить степень повреждения ветрового стекла. Если зеркало отвалилось, не оставив на стекле заметного следа, то вам очень повезло.

Менее удачный, но тоже неплохой вариант – если зеркало оставило на стекле слой клея. Перед приклейкой зеркала заново старый клей придется полностью счистить. Не забудьте маркером сделать метки с наружной стороны стекла, чтобы приклеить зеркало на свое место.

И самый плохой вариант – если зеркало вырвалось вместе со слоем стекла. В этом случае вам наверняка посоветуют поменять ветровое стекло. С одной стороны это оправдано – даже небольшое повреждение стекла может привести к развитию трещин. С другой стороны – ветровые стекла современных автомобилей достаточно дороги, и операцию по вклейке простой и дешевой не назовешь. Поэтому имеет смысл подождать развития событий. Очень может быть, что трещины вы не дождетесь.

Да и приклеивать зеркало назад совсем необязательно. Для некоторых автомобилей со штатными приклеиваемыми зеркалами выпускаются специальные ремонтные кронштейны, устанавливаемые на имеющиеся элементы салона. Так, например, для автомобиля ВАЗ-2109 существует кронштейн, фиксируемый винтами крепления противосолнечных козырьков.

ВАЗ-2109. Кронштейн для зеркала заднего вида

При выборе кронштейна нужно обратить внимание на его виброустойчивость. Иначе при движении по неровной дороге зеркало будет так трястись, что толку от него не будет никакого.

Также одним из вариантов будет приобретение нового зеркала на присоске. Может даже оказаться, что по своим оптическим характеристикам и углам обзора оно будет лучше простого штатного.

Но часто зеркало заднего вида современного автомобиля – сложное техническое устройство, включающее в себя ручную или автоматическую противоослепительную систему, монитор камеры заднего вида, индикаторы парктроника, бортовой компьютер и многое другое. Естественно, что терять такую функциональность, заменив его простой стекляшкой, не хочется. Поэтому зеркало придется приклеить на место.

Самое простое – обратиться к профессионалам, занимающимся кузовным ремонтом или тонировкой автомобильных стекол. Стоимость услуги невысока. Но если это невозможно или вы принципиально ремонтируете автомобиль самостоятельно – клеить придется своими руками.

Каким клеем приклеить зеркало заднего вида?

На производстве обычно используют светоотверждаемый клей, полимеризующийся под действием ультрафиолетовых лучей. Это позволяет точно регулировать момент схватывания клея. Отверждение происходит на специальном участке с мощными ультрафиолетовыми лампами.

Такой светоотверждаемый клей можно встретить в продаже, но пользоваться им без специальной лампы не рекомендуется. Советы клеить в летний безоблачный день малоэффективны – рассеянный солнечный свет не обладает достаточной интенсивностью. Поэтому для приклейки зеркала заднего вида в домашних условиях лучше воспользоваться клеями химического отверждения.

Большинство клеев, широко применяющихся в быту, абсолютно не приспособлены для приклеивания зеркала заднего вида в автомобиле. Это многократно проверено, и повторять эксперименты – значит бессмысленно терять время.

Прежде всего, это относится к клеям, полимеризующимся за счет испарения растворителя – «Момент», «БФ-2» и им подобные. Стекло и металл совершенно не пропускают пары растворителя, и клей в зазоре между деталями остается пластичным. В жару пленка клея размягчается, а вибрация завершает дело – зеркало оказывается на полу.

Не поможет приклеить зеркало заднего вида и двухсторонний скотч. Его невысыхающий клеевой состав также частично теряет клеящую способность при нагревании, и зеркало постепенно отклеивается под собственным весом.

Непригодны кристаллизующиеся клеи – секундный клей, супер-клей и прочие однокомпонентные на цианоакрилатной основе. Жесткий слой застывшего клея не может компенсировать температурные деформации стекла и металла, и просто растрескивается.

Впрочем, некоторое время может продержаться любой клей, и даже самый дешевый двухсторонний скотч. Если вас не пугает перспектива повторять операцию приклеивания регулярно (раз в несколько дней, недель или месяцев – как повезет), то можно использовать и их. Только имейте в виду, что некстати отвалившееся при движении зеркало вполне способно создать аварийную ситуацию или спровоцировать ДТП.

Некоторые клеи, например обычная эпоксидная смола, обеспечивают удовлетворительное качество склейки, но неудобны для применения. Для отверждения эпоксидной смолы требуется от 10 до 24 часов, в течение которые необходимо обеспечить фиксацию склеиваемых деталей.

Естественно, что производители обеспечивают достаточную номенклатуру клеевых составов для приклеивания зеркал заднего вида. Но требования к ним настолько специфичны (высокая прочность, остаточная пластичность, быстрое схватывание, прозрачность), что выпускаются они конкретно под это применение и стоят довольно дорого.

Лидер среди производителей клеевых составов и герметиков Loctite выпускает наборы Loctite 37438 и Loctite 03346. Оба набора двухкомпонентные, содержат активатор и адгезив (клеевой состав) и отличаются только объемом компонентов и формой упаковки. В наборе Loctite 37438 активатор и адгезив жидкие, компонентов хватит на 1-2 зеркала. В наборе Loctite 03346 активатор в аэрозольной упаковке, компонентов хватит на пару десятков зеркал. Такой набор подойдет для автосервиса.

Клей для зеркала заднего вида Loctite 37438 и Loctite 03346

Фирма Loctite также выпускает набор Loctite 319. В нем активатором пропитана специальная прокладка. При склеивании она остается между металлом и стеклом и компенсирует тепловые деформации. Это, пожалуй, лучший набор, который можно найти на рынке. Его стоимость около 800 рублей

Loctite 319 клей для зеркала заднего вида

Более демократична по ценам продукция фирмы Permatex. Здесь можно обратить внимание на наборы Permatex 81840 и Permatex 81844. В них активатором пропитана специальная очищающее-активирующая салфетка. Стоимость при розничной покупке 400-500 рублей.

клей для зеркала заднего вида Permatex 81840 и Permatex 81844

Хорошо себя зарекомендовали наборы фирмы 3M – 08752 и 08749. В них активатор жидкий. Стоимость также в пределах 500 рублей.

клей для зеркала заднего вида 3M 08752 и 3M 08749

Неплохие отзывы и о продукции фирмы DoneDeal – наборы DD6587 и DD6588. Отличаются они количеством компонентов – в DD6587 по одному 3 мл флакончику активатора и адгезива, а в DD6588 – по два. Стоимость наборов около 200 и 250-300 рублей соответственно.

Клей для зеркал заднего вида DoneDeal – DD6587 и DD6588

Фирменные наборы можно купить в автомагазинах или через интернет-магазины. В зарубежных интернет-магазинах, даже с учетом доставки, цена может быть в 3-5 раз ниже, чем у местных продавцов.

Есть также клеи российского производства - ЗАО «Эльф Филлинг» выпускает под торговой маркой Kerry клей для зеркал заднего вида KR-152, ООО НПФ «Адекват» - клеи для зеркал Ан-105 и Ан-110 (Анатерм-105 и Анатерм-110). Встречается и «безродная» российская и китайская продукция в виде двухкомпонентного акрилового клея без опознавательных знаков производителя на упаковке. Стоимость таких наборов 40-60 рублей.

клей для зеркал заднего вида KR-152

И именно про такие дешевые наборы встречается отзывы, что «зеркало отвалилось на второй день». Поэтому для качественного и надежного приклеивания зеркала заднего вида лучше использовать клей известных производителей. Дешевые наборы – лотерея. Стекло при этом, скорее всего, не испортится, но повторять приклейку несколько раз – удовольствие ниже среднего.

Есть и универсальный клей, который, судя по отзывам, вполне может быть использован для приклеивания зеркал заднего вида. Это двухкомпонентный быстротвердеющий эпоксидный клей Poxipol. Использовать нужно прозрачный, а не серый. Стоимость около 150 рублей за упаковку 14 мл. Клей Poxipol будет лучшим выбором, если зеркало отвалилось, вырвав часть стекла. Анаэробный клей в толстых слоях (более 0,5 мм) не полимеризуется, а Poxipol позволит выровнять все сколы под кронштейном зеркала и сделать их незаметными.

Как приклеить зеркало заднего вида?

Перед приклеиванием зеркало нужно подготовить поверхности. Кронштейн зеркала обычно не приклеивается непосредственно к стеклу. На стекло приклеивается небольшой металлический пятачок, на который, в свою очередь, навешивается зеркало.

Теоретически можно представить и зеркало, крепящееся сразу к стеклу, без промежуточных деталей. Это не технологично с производственной точки зрения, создает массу проблем, но кто знает, что может придумать производитель?

Приклеить сразу зеркало намного сложнее, поэтому при любой возможности нужно отделить приклеиваемую металлическую пластинку от кронштейна зеркала. Иногда это просто и очевидно – пластинка фиксируется небольшим винтом или защелкой. Иногда требуется хитрый поворот или наклон. Все это нужно уточнить в руководстве по ремонту или спросить на профильном форуме.

Приклеивать зеркало лучше в теплый день (20-25 градусов). Зимой обязательно в отапливаемом боксе, в крайнем случае - хорошо прогреть салон печкой.

Теперь нужно отметить на стекле положение приклеиваемой площадки. Это проще всего сделать маркером с наружной стороны ветрового стекла. Такая отметка хорошо видна изнутри и легко удаляется. Отметка позволит точно и быстро установить детали. Если старое положение зеркала найти трудно, то опять-таки нужно обратиться к руководству по ремонту, там указывается точное положение зеркала.

Если пятачок вырвал стекло почти по всей своей поверхности, то приклеивать придется в стороне. Еще один вариант – изготовить площадку большей площади или нарастить имеющийся пятачок. Для этого удобно использовать шайбу большого диаметра, приклепав ее к пятачку несколькими заклепками.

наращивание площадки для приклейки зеркала заднего вида

После этого со склеиваемых поверхностей нужно удалить остатки старого клея. На стекле это делается аккуратно механическим путем, с помощью остро заточенного ножа, скальпеля, лезвия для безопасной бритвы или канцелярского ножа для бумаги. Металлический пятачок проще всего очистить, нагрев его промышленным феном, феном паяльной станции или просто на газовой плите. Разогретый клей легко счищается любым инструментом.

Следующий этап – создание шероховатой поверхности. Это делается на стекле и металле шлифовальной бумагой небольшой зернистости (10-16 по ГОСТ, Р90-Р120 по ISO). На стекле особо усердствовать не нужно, достаточно самой легкой матовости точно в пределах участка приклейки.

Теперь нужно обезжирить поверхности. Традиционное обезжиривание одной смоченной в ацетоне тряпкой приводит только к размазыванию жира по поверхности. Поэтому используют два куска чистой ткани: одним хорошо смачивают ацетоном поверхность, растворяя жир, а другим сухим - протирают, собирая жир на ткань. Перед приклейкой ацетон должен полностью высохнуть. Теперь все готово.

Клеить нужно, строго соблюдая инструкцию на упаковке. Общей для всех клеев рекомендацией может быть нанесение активатора на стекло, а адгезива – на площадку зеркала. Активатором обычно являются соли меди, растворенные в ацетоне. Поэтому покрывать активатором можно участок стекла с запасом, от активатора стекло не пострадает. В дешевых наборах на стекло лучше наносить синий состав, а не красный.

Также можно порекомендовать сделать для металлического пятачка ручку-держалку из пластилина. Манипулировать самим пятачком очень неудобно, во время прикладывания к стеклу его легко уронить или приклеить неровно. Ручка позволит сделать все максимально аккуратно, а после фиксации ее легко удалить.

Если клей сохнет не быстро, то обеспечить фиксацию металлической пластинки поможет сильный магнит, например, из жесткого диска компьютера, приложенный к стеклу снаружи. Его желательно обернуть тонкой резиной (воздушный шарик), которая не даст магниту сползти и защитит стекло от царапин. Также можно обойтись скотчем или тем же пластилином. При приклейке зеркала целиком для фиксации придется изобретать какие-то распорки.

Устанавливать зеркало желательно не раньше, чем через сутки. Зимой для хорошей полимеризации клея нужно обеспечить температуру в салоне не ниже +15 градусов хотя бы в течение 3-4 часов.

А вот видео-инструкция по применению клея для зеркал заднего вида фирмы Permatex.

 

 

Комментарии  

#1 Макс 07.02.2014 15:14
На супер-клей пробовал три раза. Подтверждаю: держится не больше недели
Цитировать
#2 Mike 19.03.2014 10:00
На скотч двухсторонний держится мертво второй год уже. Только скотч фирменный 3М, а не дерьмо китайский и обезжирить спиртом.
Цитировать
#3 buz90a 22.04.2015 12:24
Ни один скотч больше месяца не держит. Особенно летом на солнце .
3М всем в помощь . не слишком дорого ,чтобы забыть о этой проблеме .
Цитировать
#4 BMW 23.06.2015 14:07
3М не держит. На солнце клей нагревается и отваливается.
Цитировать
#5 eugene 24.04.2016 21:59
Цитирую BMW:
3М не держит. На солнце клей нагревается и отваливается.

Вот именно так я сюда и попал ))
Поменяли стекло, приклеили пятак, через неделю солнышко выглянуло и - вуаля! Теперь ломаю голову, на что присобачить.
Цитировать
#6 Иван 19.08.2016 11:39
Отличная статья!
Особый респект за магнит. Супер!
Цитировать

Добавить комментарий


Интеллектуальный калькулятор для расчета сечения электрических проводов и кабелей

Калькулятор схем разведения водных растворов (уксус, спирт, кислота)

Калькулятор единиц жесткости воды

Homo habilis - журнал для умелых людей всегда открыт для новых авторов и читателей. Если вы умеете делать что-то лучше, чем другие, если вы знаете секреты, помогающие делать жизнь легче и удобнее - поделитесь этим с читателями. Рекомендации для авторов журнала помогут вам в этом.

Homo habilis (человек умелый) — первый представитель рода Homo, живший на Земле 2,5 - 1,5 млн. лет назад. Homo habilis является предком современного Homo sapiens и первым живым существом, освоившим сознательное преобразование окружающей его природы в соответствии со своими потребностями.

К сожалению, в начале ХХI века наметился выраженный регресс, в ходе которого наблюдается постепенное превращение Homo sapiens в Homo consumens – человека потребляющего. Homo habilis - журнал для умелых людей, не желающих становиться  Homo consumens.