Homo habilis. Журнал для умелых людей

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
колесный диск

Ron Reiring (kla4067), flickr.com CC BY

Покупка колесных дисков для автомобиля – дело ответственное. Автолюбители часто выбирают диски по принципу «нравится-не нравится» или просто спрашивают диск у продавца, указывая марку авто. Некоторые пытаются заказывать диски по каталогам известных фирм, но часто заходят в тупик, озадаченные сложной маркировкой. Попробуем разобраться в этом ребусе и выбрать самые подходящие диски для автомобиля.

Выбор диска следует начать с определения стандартного размера диска, заложенного производителем. Эту информацию можно найти в инструкции по эксплуатации автомобиля, книге по техническому обслуживанию и ремонту или просто в Интернете.

Основные параметры колесных дисков

Определяющими для диска являются три основных параметра – диаметр посадочного кольца для шины, ширина обода и форма закраины, вылет диска. Первые два параметра легко измерить непосредственно на диске. Диаметр и ширина обода диска измеряются по посадочному кольцу для шины.

основные параметры колесного диска

С вылетом дело обстоит немного сложнее. Этот параметр определяет положение основной привалочной поверхности диска по отношению к воображаемой плоскости, проходящей через середину обода.

ширина обода колесного диска

Другими словами, вылет определяет «утопленность» колеса в колесной арке. Чтобы определить вылет нужно измерить расстояние от края диска изнутри до привалочной поверхности и вычесть из нее половину полной ширины обода диска (включая закраины).

измерение вылета колесного диска

Вылет может быть положительным или отрицательным. Положительный вылет чаще всего встречается на стандартных дисках, а отрицательный – на тюнинговых. При отрицательном вылете колесо приобретает своеобразный вид с глубоко посаженной центральной ступицей.

Производитель автомобиля указывает рекомендуемые и допускаемые размеры колесных дисков. Например, для автомобиля ВАЗ-2110 производитель рекомендует ставить диски диаметром 13 или 14 дюймов, с шириной обода 5 дюймов и вылетом 35 мм. Допускается также установка более широких дисков с шириной обода 5 ½ или 6 дюймов. Форма закраины во всех случаях должна быть стандартной, соответствующей маркировке J. Маркировка подходящих дисков, которые можно покупать без всяких опасений, в этом случае будет: 5Jх13 ET 35, 5Jх14 ET 35, 5½Jх13 ET 35, 5½Jх14 ET 35, 6Jх13 ET 35 или 6Jх14 ET 35.

Указав при покупке из каталога диск с одной из таких маркировок, можно быть уверенным, что колесо не будет задевать тормозные механизмы и колесные арки. Кстати, знак «х», входящий в маркировку, означает не просто сочетание размеров, а то, что обод диска неразборный. Разборные диски для легковых автомобилей можно встретить не иначе, как на единичных уникальных экземплярах, собранных вручную. Маркировка диска при этом будет включать знак «-», например, 5J-13 ET 35 или 5J-14 ET 35. Разборные диски широко используются для грузовых автомобилей и автобусов.

Можно ли купить диски с отличающимися основными параметрами?

Купить диски, не соответствующие рекомендуемому и допускаемым размерам, конечно, можно. Но вот подойдут ли они – большой вопрос!

Чаще всего автолюбители экспериментируют с диаметром диска. Установить диски меньшего диаметра обычно желания не возникает, да и чаще всего это не получится. Зазор там предусмотрен минимальный, поэтому диск даже на один размер меньше будет задевать за детали ступиц и тормозных механизмов.

Диски большего диаметра установить можно. Если производитель допускает установку дисков на 13 и 14 дюймов, то без проблем встанут и диски на 15 дюймов при соответствующем выборе шины. Может быть, что с низкопрофильной резиной поместится и диск на 16 дюймов, но это уже предел. Диски еще больших размеров можно установить только при масштабной переделке конструкции колесных арок и подвески.

Ширина обода колесного диска при соответствующем выборе покрышки позволяет достаточно широкие вариации – лишь бы колесо уместилось в арке и ничего не цепляло при поворотах. Форма закраины J для легкового автомобиля является оптимальной и какие-либо эксперименты в лучшем случае ничего не изменят, в худшем – могут привести к самопроизвольному размонтированию колеса на ходу.

А вот вылет диска является самым критичным параметром. Изменять его нежелательно даже на несколько миллиметров. Дело в том, что конструкция подвески рассчитывается на строго определенное значение вылета. В идеале конструктор так располагает детали, чтобы нагрузка приходилась точно посередине между подшипниками ступицы или дорожками качения двухрядного подшипника. При этом подшипники воспринимают преимущественно радиальную нагрузку, на которую и рассчитаны.

Загрузка...

диск со стандартным вылетом на ступице

В реальной конструкции середина обода может немного не совпадать с центром опорных элементов, ведь колеса стоят не строго параллельно друг другу, а имеют некоторые развал и схождение. В некоторых конструкциях середина обода сильно смещается к одному из подшипников, тогда он имеет большую грузоподъемность, а второй – меньшую. Но сути дела это не меняет – детали ступицы рассчитываются на определенное положение точки приложения нагрузки.

Увеличение вылета колесного диска обычно невозможно – диск начинает цеплять детали подвески, да и желания такого у автовладельца чаще всего не возникает – уменьшается ширина колеи, ухудшается управляемость, страдает внешний вид, так как колесо утапливается в арку.

Уменьшение вылета практикуется гораздо чаще. Основной довод – увеличение управляемости из-за расширения колеи и улучшение внешнего вида. Колесо выдвигается из арки, и автомобиль приобретает узнаваемый «стильный» вид. Но при этом точка приложения нагрузки смещается, появляется крутящий момент и распределение нагрузки между подшипниками или рядами двухрядного подшипника резко изменяется.

диск с уменьшенным вылетом на ступице

На рисунке показано распределение нагрузки на подшипники при изменении положения точки приложения нагрузки из-за изменения вылета колесного диска.

определение реакции подшипников в зависимости от вылета диска

На верхнем рисунке показано нормальное положение. Нагрузка распределяется между подшипниками или рядами двухрядного подшипника равномерно.

На втором рисунке вылет уменьшен на четверть расстояния между подшипниками, точка приложения нагрузки сместилась в наружную сторону ступицы. При этом нагрузка на внутренний подшипник уменьшается в два раза, а на внешний – увеличивается в 1.5 раза.

На следующем рисунке вылет изменен на половину расстояния между подшипниками. Нагрузка на внешний подшипник увеличилась в два раза, а внутренний разгрузился полностью.

Самый интересный – нижний рисунок. Вылет уменьшен на полтора расстояния между подшипниками. Внутренний подшипник воспринимает полную нагрузку, а внешний – удвоенную. По сравнению с исходной для внутреннего подшипника нагрузка увеличилась в два раза, а для внешнего – в четыре!

И не следует думать, что такое уменьшение вылета какое-то фантастическое. Для автомобиля с отдельными подшипниками расстояние между ними 35-40 мм. А для двухрядных подшипников расстояние между дорожками качения рядов – 10-15 мм. Изменение вылета между первым и вторым рисунком для автомобиля с двухрядным подшипником в ступице – 3-4 мм. А между верхним и нижним рисунком – не более 20 мм.

Особо отчаянные любители тюнинга устанавливают колесные диски с уменьшением вылета до 30-40 мм и более. При этом нагрузка на подшипники ступицы увеличивается в 4-6 раз. Такой запас прочности разве что в военной технике предусмотрен.

Тем более в последнее время большинство производителей автомобилей снижают себестоимость продукции именно за счет уменьшения запаса прочности. Поэтому часто встречающиеся заявления продавцов дисков о возможности отклонения значения вылета до 5 мм совершенно неприемлемы. Вылет колесного диска должен точно соответствовать установленному производителем.

Основные параметры диска в норме – все в порядке?

Итак, если определяющие параметры диска – диаметр посадочного кольца для шины, ширина обода и форма закраины, вылет диска в порядке – можно покупать любой диск? Конечно, нет. Существует еще несколько параметров, которые нужно учитывать.

Прежде всего, это количество и расположение отверстий для крепления диска. Для легковых автомобилей количество крепежных отверстий в диске обычно от 3 до 6. Здесь перепутать что-либо сложно.

Располагаются отверстия по окружности определенного диаметра. Традиционно используются несколько стандартных диаметров - 98, 100, 112, 114.3, 120, 130, 139.7 мм. Определить диаметр окружности можно, измерив расстояние К между центрами ближайших отверстий. В зависимости от количества отверстий, диаметр окружности рассчитывается по формулам:

  • 3 отверстия - К*1.154
  • 4 отверстия - К*1.414
  • 5 отверстий - К*1.701
  • 6 отверстий - К*2

Разница в два миллиметра между размерами 98 – 100 мм и 112 - 114.3 мм физически позволяет установить колесо и затянуть крепеж. Однако колесо на автомобиле должно центрироваться с точностью до десятых долей миллиметра. Установка диска с отличающимся диаметром крепежной окружности приведет к биению колеса и сильной вибрации на руле.

Еще одним параметром является диаметр центрирующей окружности – отверстия в центре диска. Установить колесный диск с меньшим диаметром центрирующей окружности просто невозможно – оно не налезет на ступицу. Диск с большим диаметром отверстия можно установить, но монтаж такого колеса сопряжен с некоторыми трудностями. Иногда производитель делает серии колесных дисков с одним диаметром центрального отверстия, комплектуя их переходными втулками под стандартные размеры посадочного отверстия.

Общее обозначение колесного диска выбито на внутренней поверхности диска и представляется в виде:

5.5J x R14 Н2 4/98 ET 35 d 66.6

  • 5.5J – ширина обода и форма закраины
  • x – неразборный обод
  • R14 – посадочный диаметр для шины
  • Н2 – форма и количество хампов (поясков для фиксации покрышки внутри обода). Может быть маркировка в виде символов H, H2, FH, FH2, CH, EH2 и другие. Некоторые типы шин требуют строго определенного типа хампов, но чаще всего определяющего значения этот параметр не имеет.
  • 4/98 – количество крепежных отверстий и диаметр окружности, на которой они расположены (иногда имеет обозначение PCD)
  • ET 35 – вылет диска
  • d 66.6 – диаметр центрирующего отверстия

Также на диске могут быть указаны: дата изготовления в формате "номер недели-две цифры года", клеймо контролирующего органа (SAE, ISO, TUV, РСТ и другие), максимальная нагрузка на колесо (MAX LOAD в фунтах LB или килограммах KG), максимальное давление в шине (MAX PSI) и другие параметры.

Маркировка является универсальной и не зависит от вида колесного диска (штампованный, литой или кованый). При замене штампованных дисков на литые или кованые нужно позаботиться о подборе крепежных болтов или гаек большей длины.

 

Комментарии   

#1 Виталий 28.03.2014 09:29
Спасибо, про вылет очень наглядное разъяснение :-)
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Интеллектуальный калькулятор для расчета сечения электрических проводов и кабелей

Калькулятор схем разведения водных растворов (уксус, спирт, кислота)

Калькулятор единиц жесткости воды

Homo habilis - журнал для умелых людей всегда открыт для новых авторов и читателей. Если вы умеете делать что-то лучше, чем другие, если вы знаете секреты, помогающие делать жизнь легче и удобнее - поделитесь этим с читателями. Рекомендации для авторов журнала помогут вам в этом.

Homo habilis (человек умелый) — первый представитель рода Homo, живший на Земле 2,5 - 1,5 млн. лет назад. Homo habilis является предком современного Homo sapiens и первым живым существом, освоившим сознательное преобразование окружающей его природы в соответствии со своими потребностями.

К сожалению, в начале ХХI века наметился выраженный регресс, в ходе которого наблюдается постепенное превращение Homo sapiens в Homo consumens – человека потребляющего. Homo habilis - журнал для умелых людей, не желающих становиться  Homo consumens.