Хорошо, когда автомобиль радует владельца своей высокой надежностью и полным отсутствием поломок. К сожалению, бывает и наоборот – четырехколесный друг отказывает в самый неподходящий момент. Что делать?
Самое главное – определить, позволит ли возникшая неисправность добраться своим ходом до места стоянки или ремонта. В некоторых случаях это очевидно. Например, перегоревшая фара в светлое время суток никоим образом не влияет на способность автомобиля к передвижению. Иногда понятно, что неисправность надо исправлять на месте – спустившее из-за прокола колесо меняется на запаску или докатку. В тяжелых случаях – серьезное ДТП с сильным повреждением ходовой части, выход из строя ступичных подшипников – необходим эвакуатор.
Но иногда все вроде бы в порядке, но заводиться автомобиль отказывается. Причин может быть множество – сел аккумулятор и требуется его зарядка, отсутствует бензин, неисправность систем питания, зажигания или управления двигателем. По возможности неисправности следует устранять на месте – прикурить от аккумулятора другого автомобиля, привезти бензин в канистре или попросить кого-нибудь поделиться парой литров. Бывает и так, что неисправность возникает внезапно и надежно выводит двигатель из строя, например соскакивание или обрыв ремня привода ГРМ из-за заклинивания натяжного или опорного роликов на 16-ти клапанном двигателе. Попытки завести автомобиль в таком состоянии могут серьезно усугубить повреждения. Также не позволит двигаться своим ходом неисправность сцепления или коробки передач. В этих случаях поможет буксировка автомобиля с помощью троса. В правилах дорожного движения это называется буксировкой на гибкой сцепке.
Как выбрать трос для буксировки автомобиля?
Для осуществления буксировки, прежде всего, потребуется гибкая сцепка – трос. В автомагазинах на выбор предлагается несколько вариантов этого, нехитрого вроде бы, приспособления. На первый взгляд самым надежным кажется металлический трос с карабинами. Обычная толщина металлического троса в таких изделиях 5-6 мм. Интуиция подсказывает, что порвать его совершенно невозможно.
К сожалению, это не так. При неумелой буксировке или, например, попытке выдернуть застрявший в грязи автомобиль рывком металлический трос прекрасно лопается. Разлетающиеся концы могут серьезно ранить находящегося вблизи троса человека или повредить автомобили. Но даже при аккуратной буксировке металлический трос совершенно не амортизирует рывки буксировщика. Каждый рывок воспринимается как сильный удар по корпусу автомобиля. Поэтому металлический трос для буксировки – не лучший выбор. Если, конечно, вы не планируете вытаскивать внедорожник трактором. Но и в этом случае более подходящим будет настоящий стальной трос диаметром 10-12 мм с проушинами. Сейчас купить металлический буксирный трос в автомобильных магазинах почти невозможно, их нет в продаже.
Самым популярным является буксировочный трос из синтетических нитей. Он компактен, легок, не гниет и хорошо амортизирует рывки при буксировке. Порваться под нагрузкой он также может, но даже при минимальных навыках движения на буксире надежность синтетического троса вполне достаточная. Да и при обрыве мягкий трос не причинит никакого вреда.
При покупке троса будьте внимательны – большинство имеющихся в магазине тросов не соответствует требованиям законодательства. Согласно документу «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» трос должен быть длиной от 4 до 6 метров и иметь не менее двух предупредительных устройств в виде щитков или флажков размером 200 x 200 мм с красными и белыми диагональными световозвращающими полосами шириной 50 мм.
Ездить на тросе короче 4 метров чревато аварией – буксируемый может просто не успеть затормозить. Трос длиннее 6 метров позволит буксируемому слишком сильно отклоняться от траектории буксирующего. Особенно это опасно на крутых поворотах – буксировщик может просто вытащить буксируемого на обочину или тротуар. Отсутствие предупредительных флажков вполне может привести к ситуации, при которой между буксирующим и буксируемым попробует втиснуться лихой наездник или, при медленной буксировке, пешеход, не заметившие троса.
Кроме того, несоответствие троса установленным требованиям может служить основанием для наложения штрафа по части 1 статьи 12.21 Административного кодекса «Нарушение правил перевозки грузов, а равно правил буксировки» в размере 500 рублей.
Использовать для буксировки всякого рода подручные средства (веревки, проволоку, электрические провода) следует только в самом крайнем случае, только чтобы выбраться из совершенно глухих мест, где нет никакой возможности найти нормальный трос. При этом при буксировке нужно соблюдать осторожность и двигаться с минимальной разумной скоростью, так как подручные средства часто не выдерживают нагрузки и могут рваться, создавая серьезную опасность для автомобилей и людей.
В каких случаях буксировка автомобиля запрещена?
В некоторых случаях буксировать транспортные средства запрещено, и эвакуатор является единственным выходом. Все основания запрещения буксировки перечислены в статье 20.4 Правил дорожного движения. Сюда относятся:
- буксировка автомобилей с неисправным рулевым управлением или тормозной системой. (Неисправными считаются системы, полностью не выполняющие свои функции. Частично работающие системы позволяют буксировку при ограничении скорости)
- буксировка в гололед (разрешена на жесткой сцепке)
- буксировка нескольких автомобилей одновременно
- буксировка мотоциклов без бокового прицепа
Как закрепить трос при буксировке?
Для закрепления троса буксировщик задним ходом подъезжает к буксируемому спереди и останавливается на расстоянии 2-3 метра. Это позволит комфортно закрепить трос стандартной длины.
Теперь надо убедиться в исправности буксировочных приспособлений. Если это серьга, то нужно проверить как ее саму, так и место крепления к кузову. Глубокие очаги ржавчины ослабляют металл и, возможно, приведут к отрыву серьги при рывках. Съемный буксировочный крюк нужно полностью вкрутить в предназначенное для этого гнездо.
Расположение буксировочных приспособлений на легковых автомобилях обычно не оставляет вариантов крепления троса – на автомобилях спереди и сзади чаще всего по одному буксировочному устройству. Если есть возможность выбора, то крепить трос нужно так, чтобы трос был параллелен продольной оси автомобилей.
В интернете часто встречается рекомендация зацеплять трос на левой серьге буксировщика и правой серьге буксируемого. При этом автомобили располагаются ступенькой (буксируемый левее) и, якобы, водителю заднего автомобиля при этом удобнее просматривать встречную полосу. Обоснованность такой рекомендации весьма сомнительна. Контролировать встречную полосу буксируемому совершенно ни к чему. А вот вылететь на нее или на соседнюю попутную полосу при рывке буксировщика более чем реально.
Неопытные водители просто закрепляют трос крюками за буксировочные серьги. Так делать не следует. Металлическая серьга создает большую сосредоточенную нагрузку, что увеличивает вероятность излома крюка. При этом оставшийся на тросе обломок за счет упругости троса с большой силой вылетает из серьги. Безопаснее пропустить буксирный трос через серьгу и закрепить крюк за сам трос. Мягкий синтетический трос создает равномерную нагрузку на крюк, а при изломе серьга не даст крюку вылететь.
Если крюков или проушин на тросе нет, то крепить его нужно с помощью незатягивающихся узлов. Один из самых простых – простой штык.
На рисунке приведена схема завязывания. Обратите внимание, что узел должен быть затянут, а свободный конец троса прихвачен к ходовому.
Как правильно буксировать?
Правила дорожного движения устанавливают лишь самые общие требования при буксировке, относящиеся к обеспечению безопасности. Кроме уже упоминавшихся требований к тросу и условий, исключающих буксировку, пункт 20.1 ПДД требует при буксировке на гибкой сцепке обязательного присутствия водителя за рулем буксируемого автомобиля.
В отличие от автобусов, троллейбусов и грузовых автомобилей, Правила не запрещают нахождения в буксируемом легковом автомобиле пассажиров, но безопаснее этого избегать. Пассажиров лучше отправить к месту назначения общественным транспортом или, в крайнем случае, пересадить в буксировщик.
Перед началом движения необходимо позаботиться о предупреждающих сигналах, ведь автомобили при буксировке в значительной мере ограничены в своих маневрах. К буксировщику особых требований нет – на нем должны быть включены ближний свет фар или дневные ходовые огни в обычном порядке. На буксируемом автомобиле необходимо включить аварийную сигнализацию, а при ее неисправности – прикрепить сзади знак аварийной остановки (п. 7.1, п. 7.3 ПДД). В темное время суток и в условиях недостаточной видимости на буксировщике включают ближний или дальний свет фар, а на буксируемом автомобиле - габаритные огни (п. 19.1 ПДД).
Также нужно договориться и о связи между водителями. Не нужно изобретать какие-то сложные кодированные сигналы, достаточно договориться, что несколько коротких звуковых сигналов служат для привлечения внимания, а мигание дальним светом фар – просьбу к буксировщику остановиться. Обо всем остальном – скорости буксировки, маршруте следования и прочем договариваются заранее или при остановке. Пользоваться для связи сотовым телефоном, даже с помощью гарнитуры, крайне нежелательно. Буксировка и без того сложный и непривычный процесс, чтобы еще отвлекаться на переговоры.
Двигатель буксируемого автомобиля, если это возможно, должен быть заведен. При этом обеспечивается работа вакуумного усилителя тормозов, а также отопителя или кондиционера. В крайнем случае, хотя бы включите зажигание, что позволит пользоваться стеклоочистителями. Это нужно сделать и в том случае, если электрооборудование безнадежно вышло из строя. У большинства легковых автомобилей в замок зажигания встроена простая противоугонная система, блокирующая руль в определенных положениях при отсутствии ключа. Блокировка руля во время движения почти гарантировано приведет к аварии.
Если двигатель выключен, то водитель буксируемого автомобиля должен сделать пару торможений на малой скорости, чтобы почувствовать изменение усилия на педали тормоза. В холодное время года или дождливую погоду нужно приоткрыть окна, чтобы не допустить запотевания стекол.
Начинать движение нужно плавно, предварительно натянув трос и постепенно увеличивая тягу. Максимальная скорость при буксировке не должна превышать 50 км/ч (п. 10.4 ПДД). Реально скорость лучше выбирать еще ниже исходя из дорожной остановки. Перед поворотами буксировщик должен обязательно включать указатели поворота, чтобы предупредить буксируемого о маневре. Перед торможением, кроме экстренного, также желательно несколько раз слегка нажать педаль тормоза до включения стоп-сигналов, чтобы дать буксируемому время приготовиться к торможению.
Водитель буксировщика должен всегда помнить, что теперь он фактически ведет автопоезд, который в три с лишним раза длиннее его автомобиля. Поэтому при преодолении ям, трамвайных путей и прочего нельзя ускоряться сразу после того, как задние колеса пройдут препятствие, надо дать возможность преодолеть препятствие и буксируемому. Также при проезде светофоров лучше затормозить заранее, чем при мигающем зеленом вытащить второй автомобиль на перекресток и подставить под удар какого-нибудь торопыги с пересекаемой дороги.
Основная задача буксируемого – держать буксировочный трос постоянно натянутым. Это устраняет рывки и опасность наезда на трос. Для этого нужно всегда держать ногу на тормозе, слегка притормаживая при замедлении буксировщика. Постоянно нажимать педаль не надо, тормозные механизмы перегреются и могут заклинить. При длительной буксировке каждые 30-40 минут нужно делать остановки на 5-10 минут, чтобы водители отдохнули.
Можно ли буксировать автомобиль с автоматической коробкой передач?
Мнения автовладельцев на этот счет разнятся кардинально — от «ни в коем случае» до «что этой железяке сделается». Естественно, что самым правильным будет ответ, приведенный в инструкции по эксплуатации именно вашего автомобиля. Выяснить этот вопрос желательно заранее, чтобы не пришлось в самый неподходящий момент судорожно рыскать в поисках необходимой книги.
Возможность буксировки и ее последствия определяются типом автоматической коробки передач. Роботизированные АКПП обычно можно буксировать без ограничений как при заведенном, так и при заглушенном двигателе. Гидромеханические и вариаторные АКПП чаще всего можно буксировать при заведенном двигателе и со значительными ограничениями при заглушенном. Ограничения зависят от конструкции коробки и заключаются в максимальной скорости буксировки и максимальном расстоянии, на которое можно буксировать за один раз без перерывов на охлаждение. Распространенное правило 50х50 (50 км/час и 50 км пробега) допустимо далеко не для всех АКПП. Встречаются гидромеханические, вариаторные и даже роботизированные АКПП, автомобили с которыми производитель запрещает буксировать вообще, даже с заведенным двигателем. В таком случае поможет только эвакуатор.
Как завести автомобиль на тросе?
Часто буксировку используют, чтобы завести автомобиль при неисправном аккумуляторе. Для этого на автомобиле включают зажигание, разгоняют на тросе до 10-20 км/час, включают вторую передачу и плавно отпускают сцепление. На автомобиле с АКПП завестись на тросе обычно невозможно.
Комментарии
На рисунке приведена схема завязывания - ветви троса расположены очень далеко друг от друга, чтобы было понятно куда чего продевать. А реальный узел должен быть плотным, затянутым.
Но в тоже время этот узел сам по себе незатягивающийся, то есть под нагрузкой при буксировке он не будет затягиваться сам по себе. Его всегда можно легко развязать.
Можно завязать и обычным узлом, держать будет без проблем. Но вот развязать его после буксировки очень непросто, он затянется под усилием буксира.