Зима – пора испытаний для любого автомобиля. Больше всего достается, конечно, аккумулятору. Мало того, что сама батарея на морозе теряет емкость, так и запускать еще приходится замерзший двигатель с загустевшим маслом. Если за аккумулятором не следить, то постепенно все придет к закономерному финалу – при очередном запуске водитель услышит разве что щелчки втягивающего реле, а то и просто тишину. Что делать?
Хорошо, если казус произошел в гараже и не надо никуда спешить. Можно не торопясь привести аккумулятор в порядок и зарядить его. Но часто встает проблема просто завести двигатель и добраться до места ремонта. В этом случае можно попробовать завестись от внешнего источника энергии или, как говорят водители «прикурить».
Запуск двигателя от внешнего источника имеет смысл только в том случае, если действительно виноват аккумулятор, а в остальном автомобиль полностью исправен.
К разрядке аккумуляторной батареи может привести:
- низкий уровень электролита. Это актуально для аккумуляторов, имеющих отверстия для контроля уровня электролита и доливки дистиллированной воды;
- ускоренный саморазряд батареи;
- неисправность генератора. Генератор может выйти из строя как полностью (при этом загорится лампочка отсутствия зарядки), так и частично, выдавая недостаточную силу тока;
- окисление клемм АКБ или ослабление зажимов проводов. Эта неисправность чаще всего и проявляется невозможностью запуска двигателя при нормальной работе всей остальной электрики, так как для работы электрооборудования неплотного контакта хватает, а для стартера нет;
- рассеянность и забывчивость владельца автомашины. Не выключенные габаритные огни или лампа освещения в салоне становятся причиной разрядки аккумулятора.
Чтобы завести мотор понадобятся пусковые провода, называемые в обиходе «прикуривателями» и другой автомобиль с заряженной до нормы аккумуляторной батареей. Прикуриватели предпочтительно иметь толстые (сечением 10-16 кв. мм по меди, 8-10 мм в диаметре), длиной не менее 2-3 метров. Тонкие провода имеют повышенное сопротивление и могут привести к невозможности запуска. Короткие провода затрудняют подъезд машины-донора и осложняют запуск мотора.
При подготовке проводов к работе проверяют:
- целостность проводов (нет ли на оплетке трещин и заломов);
- качество контактной группы («крокодилов»). Они должны быть жесткими и хорошо припаянными к проводам.
Не каждая остановившаяся машина, сможет дать «прикурить». Необходимо учитывать следующее:
- пусковой ток для дизеля требуется больший, чем для запуска бензинового двигателя. Отсюда вывод – останавливайте автомобиль, использующий тот же вид топлива.
- емкости АКБ на обеих машинах должны быть близкими по значению. Понятно, что автомобиль представительского класса нецелесообразно заводить от аккумулятора ВАЗа.
Последовательность действий при «прикуривании»
Процесс «прикуривания» от аккумулятора другого автомобиля не принесет неприятностей, если соблюдать меры безопасности и определенный порядок действий.
1. Подогнать машину вплотную так, чтобы хватило длины пусковых проводов. Если это невозможно, также как и вытолкать поближе автомобиль с разряженным аккумулятором, то есть два варианта:
- сделать скрутку из двух комплектов пусковых проводов – сцепить «крокодилы» друг с другом и обмотать места соединения изоляционной лентой или скотчем;
- снять АКБ с другого автомобиля и «прикурить» непосредственно от батареи.
2. Обе машины поставить на ручной тормоз, выключить все лишние потребители энергии в обоих автомобилях.
3. Порядок подсоединения пусковых проводов:
- соединить клеммы со знаком «+» обоих аккумуляторов проводом красного цвета, начиная с машины-донора.
- провод (черного цвета) подключить за минусовую клемму автомобиля-помощника, а другой конец к головке блока цилиндров или элементам кузова «пациента».
Такой порядок подключения уменьшает вероятность короткого замыкания при случайном касании плюсовым проводом деталей корпуса автомобиля.
4. Завести двигатель на второй машине. Проверить заряжает ли генератор батарею. Через 5-6 минут работы на холостых оборотах, отсоединить «прикуриватели» в обратном порядке.
Стоит ли при «прикуривании» заводить двигатель «донора»?
На этот счет существуют разные мнения. Многие говорят, что «прикуривать» надо только с заведенным двигателем, иначе сил аккумулятора-донора может не хватить. Другие пугают, что при заведенном двигателе сгорит вся электроника донора.
Я рекомендую «прикуривать» с заглушенным двигателем. Давайте рассуждать так. Максимум, что при этом случится в самом худшем случае – двигатель пациента завести не удастся. При заведенном двигателе существует шанс повредить электронику и остаться с мертвым автомобилем. Предъявлять претензии некому, вы сами согласились «прикурить» и наверняка сами подключили провода к своему автомобилю. Стоит ли рисковать? Решайте сами!